Мы бы могли сказать, что с русским либерализмом всё в порядке, но это было бы слишком скучно, не правда ли?
Поэтому давайте разберёмся, какие виды либерализма существуют на постсоветском пространстве, какова их история, в чём их проблемы и какую роль во всём этом играет национальная идентичность.
Истоки
Либерализм зародился в Англии, хотя первое по-настоящему либеральное государство — это Соединённые Штаты Америки. Не отфильтрованная тремя веками политических превратностей либеральная идеология обладала рядом политических задач:
Люди, которые придерживаются изначальных догм либерализма, существуют до сих пор и называют себя классическими либералами или русскими либералами.
Метаморфозы
Защита прав личности и решение межличностных конфликтов внутри общества либерализмом рассматривались в следующем ключе: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Этот принцип предполагает, что при ненарушении границ конфликтов не существует. Если же нарушение границ произошло, то легко определить виновного.
Однако этот принцип произвёл на свет главный вопрос либерализма: «Где находится грань свободы личности?»
Дело в том, что даже либеральные Соединённые Штаты Америки на момент своего основания были рабовладельческим государством, в котором вся женская половина населения была поражена в политических правах.
Либерализм не стоял на месте: сначала он отменил рабство и дал женщинам политические права.
Остановился ли он на этом? Нет. Либерализм стал зависим от поиска угнетённой группы, интересы которой он должен защищать в первую очередь.
Либерализм боролся с расовой сегрегацией, культурой осуждения сексуального разврата, миграционным законодательством, сексизмом, психиатрией, неравномерным расовым составом заключённых в тюрьмах, неравномерным расовым составом в математических классах и высших заведениях, неравномерным гендерным составом богатых людей и прочая, и прочая.
Цели либерализма радикально сдвинулись. «Равенство возможностей» перестало восприниматься как «равенство перед законом» и даже как «сохранение прав на обучение, здравоохранение и образование». Теперь либерализм желает гарантировать благосостояние каждому нуждающемуся по всей планете, не ограничиваясь границами государств.
Личные границы теперь также воспринимаются иначе. Времена, когда тот, кто не покушается на индивида и его частную собственность, считается невиновным, давно прошли. Теперь вам важно не задеть угнетённого словом, не обидеть увольнением или арестом за преступление. Взгляд длительностью в 10 секунд может считаться сексуальным домогательством.
В Испании на волне нового понимания либерализма парламент законодательно отменил презумпцию невиновности в отношении преступлений против женщин.
Изначальные принципы либерализма привели либеральные общества к следующему парадоксу: «Для охраны свободы личности и защиты её границ сама личность в обществе должна быть принципиально ограничена».
Теперь в западных обществах принципиально ограничиваются:
За неправильные слова и убеждения вас в Америке могут подвергнуть социальному остракизму, уволить, навсегда лишить возможности работать в крупных корпорациях. Времена «Я не согласен с твоими словами, но готов умереть за то, чтобы ты имел право их говорить» прошли. Наступают времена «Всё, что вы скажете, может и будет использовано против вас». Некоторые российские публицисты называют этот феномен «обществом 282».
Идея благосостояния для всех предполагает, что каждый человек должен быть обеспечен. Обеспечение не бывает из ниоткуда. Это значит, что богатые люди работают и зарабатывают деньги, но при этом отдают огромные суммы по шкале прогрессивного налогообложения. Бедные люди, угнетённые рыночной экономикой, не работают и получают огромные пособия из денег, отдаваемых богатыми. Если вам кажется, что это похоже на коммунизм, то вам не кажется.
Западные страны взяли курс на Великое замещение своего населения мигрантами. Граждане, привыкшие к определённой этноязыковой среде, должны мириться с ввозом в свою страну сотен тысяч культурно чуждых людей, потому что страны, в которых родились мигранты, — ужасные, в них идут войны и у них дерьмовая экономика. Вы, конечно, можете попробовать полемизировать, но вас ждёт всё тот же первый пункт — социальный остракизм.
Подобная идеология в современном мире получила название левого либерализма из-за близости к социализму и коммунизму.
Распространение левого либерализма — общемировая тенденция, которой подвержен также и либерализм в России.
Тем не менее, либерализм в России имеет особенности, которые мы не можем не рассмотреть.
Имперский либерализм
Начало либерализма в России относится к началу XIX века, конкретно — к правлению Александра I.
Здесь следует подчеркнуть, что до 1905-го года политическая деятельность в Российской Империи была запрещена, поэтому имперские либералы участвовали в политических процессах своеобразно: в художественно-литературном процессе, а также в непосредственных кабинетах правительства Российской Империи.
Задачи, которые преследовали либералы в России, прекрасны: расширение слоёв населения, которое способно выходить на рынок, развитие народного образования и здравоохранения, защита прав и свобод личности, развитие парламентаризма.
К 1917 Российскую Империю можно было считать одной из самых либеральных стран на Земле, так как в ней существовали:
Все эти заслуги либералов пошли прахом из-за политических решений. Если говорить прямо, имперские либералы пустили свой поезд под откос, совершив Большое Предательство — февральский переворот.
Февральский переворот образовал слабое правительство, которое без особых усилий свергли большевики. Большевики построили социалистический режим, в котором либерализм, равно как и другие альтернативные политические идеологии, были запрещены. На 74 года на всём пространстве бывшей Империи некоммунистические идеологии существовали только в политическом андерграунде: в нелегальном, преступном положении.
Советский либерализм
Советский либерал — это, во многом, уникальное существо. Его мораль и этическая система сформированы внутри советского мыслительного процесса, однако явные противоречия между постулируемыми ценностями и советской политической реальностью приводят его в лагерь диссидентского движения, которое, однако, содержит внутри себя не меньше противоречий, чем сам советский режим.
Советский либерализм характеризуются:
Мы не можем озвучить полный список причин, по которым советский либерализм сформировался именно таким образом. В конце концов, диссидентское движение существовало в нездоровом обществе, в котором практиковались нездоровые методы для борьбы с инакомыслящими. Ныне покойную Т. И. Новодворскую в её диссидентскую молодость успели отправить в лечебницу. Подобное лечение в Советском Союзе было практикой наказания оппозиции и называлось карательной психиатрией. Многие старшие деятели диссидентского движения прошли через это: их засовывали в лечебницы под надуманным предлогом, а психику разрушали вполне реальными препаратами, которыми кормили насильно. Младшие деятели постоянно испытывали влияние старших, так что здоровье психики советских либералов можно ставить под вопрос.
Это движение повлияло на мир следующим образом:
Дерьмовые практики управления, а также какая-то упрямая либеральная необходимость враждовать с собственным национальным большинством привели к тому, что либерализм растерял свои политические очки. Возвращать их ему придётся долго и капитальным трудом. Впрочем, часть населения, особенно пострадавшая от кризисов 90-х, видимо никогда не будет расположена к либерализму.
Этнический либерализм
Этнический либерализм — лицемерная форма национализма, популярная среди российских национальных меньшинств. К классическому либерализму никакого отношения не имеет, существует для того, чтобы отстаивать интересы национальных меньшинств против интересов национального большинства, прикрываясь доктринами прав человека и гуманизма. Центром этнического либерализма в России является спонсируемая государством радиостанция “Эхо Москвы”.
На этой радиостанции люди со сложной этнической ситуацией удовлетворяют свои различные комплексы, выдавая высказывания вроде “Русские — нация рабов, неспособных к свободе” и проч.
Этнический либерализм не является глубоко отрефлексированной идеологией, скорее это ответ на беспощадную реальность проживания в стране, в которой 83% населения — русские. Этнические либералы прекрасно понимают, что как только в этой стране наступит демократия, с русскими придётся считаться, а значит придётся преодолеть свою русофобию.
Русофобия этнических либералов также имеет советские корни: В. И. Ленин придумал модель отношения народов внутри Советского Союза, при которой национальное большинство обделяется в угоду нужд национальных меньшинств. При этом ответственность за плохую жизнь также несёт национальное большинство.
Усреднённый российский либерал
В итоге вся эта история либерализма даёт нам либерала современного. Этот либерал смотрит на Запад и берёт худшее из левого либерализма. Не забывает он и об истории советских либералов — и становится русофобом, который хочет обязательно сдать русского героя войны в Гаагу, а русских детей Казани заставить учить татарский.
Как связана борьба с коррупцией и антирусская ксенофобия? Да никак, но почему-то когда заходишь в твиттер видного сотрудника ФБК, обязательно обнаруживаешь запись от 2-го мая 2014-го года, в которой он поддерживает сожжение русских протестующих украинскими радикалами в Одессе. Причём поддерживает в самой омерзительной форме — он над этим смеётся. При этом оказывается, что происхождение этого самого либерала — сложная история, а либерал — этнический.
Современный российский либерализм — это драматическая каша из идеологий и религий, которая идёт, как кажется, из ниоткуда и в никуда.
Но это российский либерализм.
Нет сомнений, что есть русский либерализм, который свободен от всех инокультурных нагромождений, советской закваски, этнического происхождения и карго-культа американского либерализма. Его главная проблема сегодня — малочисленность и недостаточная медийность.
нормас ответил, по кайфу ежжи