Пару дней назад российские СМИ всколыхнула новость о том, что в джунглях северной Гватемалы обнаружили то ли один неизвестный древнемайяский город, то ли десяток таких городов, то ли и вовсе невиданный мегаполис из полусотни тысяч построек. Характер информации варьировался в зависимости от профессионализма журналистов и их уровня владения английским языком (первоисточником информационного шума стала заметка в журнале National Geographic).
Итак, что же произошло на самом деле?
Новости и правда довольно сенсационные: в джунглях Гватемалы действительно найдены 60 тысяч древних сооружений доколумбовой эпохи. Среди обнаруженных объектов храмовые и дворцовые ансамбли, жилые дома, церемониальные и рыночные площади, многокилометровые дороги, резервуары для хранения воды в сухой сезон. Разумеется, речь не идет об одном городе. Все сооружения были найдены на гигантской площади в две тысячи квадратных километров. Часть из вновь найденных построек и впрямь относится к уже известным городским центрам, другая расположена в сельской местности.
Самое поразительное в этой истории то, КАК были найдены эти объекты. А найдены они были при помощи технологии, с которой многие из вас, наверняка, неплохо знакомы, и которая в последнее время активно внедряется в археологию в качестве важного естественно-научного метода. Речь идет о технологии LiDAR.
Как и аэрофотосъемка, которая активно использовалась археологами в XX веке для поиска поселений, курганов и прочих антропогенностей, LiDAR относится к методам дистанционного сканирования. Light Identification, Detection and Ranging, или LiDAR – это лазерное сканирование местности с помощью специальной штуковины (собственно, лазера), которая устанавливается на самолет или вертолет, после чего воздушное судно кружит над местностью и «стреляет» в землю лазерными лучами с кучностью выстрелов в несколько десятков залпов на один квадратный метр. Лазерные лучи отражаются от земли (и всех других объектов на их пути, например, деревьев или домов) и возвращаются обратно. Если знать высоту судна и скорость луча, это позволяет создавать точнейшие 3D-модели исследуемой местности.
За счет высокой плотности «залпов», совершаемых под разными углами (лазер имеет свойство вращаться), LiDAR нестрашна никакая растительность. Вот почему использование этой технологии в джунглях Мексики, Гватемалы и Белиза приносит ученым фантастические результаты.
Но вернемся к нашей теме. Заметка, опубликованная в журнале National Geographic неделю назад, представляет собой краткое summary по результатам первой фазы трехлетнего проекта Pacunam LiDAR. Эти результаты уже были представлены на нескольких конференциях, в частности, в Канаде и в Гватемале, но теперь дошли и до широкой общественности.
Результаты, повторюсь, и впрямь фантастические. В распоряжении исследователей оказались сверхточные данные о поселенческой структуре целых регионов (а не только небольших районов возле крупных городских центров). Некоторые самые смелые спикеры уже заговорили о том, что население области майя в VIII – IX веках могло составлять не пять, а десять – пятнадцать миллионов человек. Впрочем, столь смелые гипотезы строятся исключительно на визуальных количественных данных и требуют проверки «в полях». В конце концов, пока что нет никаких оснований полагать, что все (или даже большинство) сооружения существовали одновременно.
Но да, это революция в поселенческой археологии майя и мезоамериканской археологии вообще. И она происходит на наших с вами глазах.