Что из себя представляет российское поколение Z (то есть, рождающиеся с 2000-х)? Каково его отношение к религии, политике, авторитетам, образованию, науке?
Всегда немножко загоняли в ступор подобные вопросы, т.к у двух случайно взятых людей (и даже двух десятков) могут быть абсолютно противоположные взгляды на все перечисленное. Это же зависит от кучи параметров - где родился, где живет, какая семья и воспитания (это самое главное), какое окружение (это второстепенное) и т.д.
Я каждый день наблюдаю в школе 600 детей, половину из них учу, с половиной от этой половины периодически разговариваю, они делятся чем-то, поэтому буду писать опираясь на это.
Отношение к религии: я бы его охарактеризовал как любопытно-индиффирентное. В целом большинство семей - атеистические с небольшими вкраплениями "традиционной" составляющей вроде "русский значит православный". Соответственно и дети такие же, кто-то проявляет интерес и задает (когда затрагиваются соответствующие темы), вопросы по истории церкви или богословию, но это редкость. В целом у них в голове то, что пишут о церкви в группах вк. А в большинстве случаев это мемы или новости на тему "тот или иной поп купил бмв" и "у патриарха часы за миллион", ровно эти же мысли я от них не раз слышал. В их мире существует уже слишком много всего, чтобы в нем было место религии. и на эту же тему - несмотря на то, что рпц активно лезет в школы через курс опк, выбирают его где-то 10-15% детей (точнее их родителей), в целом это показатель того, насколько они религиозны.
Отношение к политике: почти каждое обсуждение современной политики переходит на хайп на теме Навального. Можно сказать, что это поколение протеста (потому что, во-первых, это модно, во-вторых, это движуха и попытка самореализации через формирование политических взглядов, в-третьих, интернет и вк сам по себе оппозиционен ну и в-четвертых, в России это вполне логичная позиция). Думаю отношение за и против Путина где-то 30 к 70, причем интересно, что чем младше представители поколения - тем менее они оппозиционны.
С авторитетами сложнее, потому что не очень понятно, что имеется в виду. Хорошая семья у человека, хорошее воспитание - родители будут авторитетами. Если семья упустила ("они меня не понимают"), тогда авторитетами будут кто-то другие (блоггеры, реже - музыканты). Думаю, уместно будет назвать Илона Маска или Дурова в качестве примеров, хотя это скорее не авторитеты, а просто хорошие ребята и примеры для подражания. Четкие понятия авторитета размыты, традиционное уважение к старшим и признание в них авторитеты из-за возраста тоже уже не то, что раньше.
Отношение к образованию... к системе образования, к качеству образования, к высшему или среднему образованию, к чему? Это же довольно разные вещи... Могу сказать точно - большинство из них к образованию (как возможности получить знания) относятся легкомысленно, они смотрят на процесс образования как на принудиловку, от которой надо побыстрее отделаться (хотя это характерно для всех времен +-). Они не видят связи
жизни и того, что им может дать это образование. Поэтому оно довольно обесценено. Хотя это тоже зависит от человека - вот один учился очень хорошо и внимательно, это дало ему не столько определенные знания, сколько навыки - усидчивость, усердие. Все, что ему давали (знание, время) он научился ценить, поэтому с этими навыками он легко поступил в хороший вуз, а потом устроился на хорошую работу или создал бизнес (это примеры из жизни). Как он относится к образованию? Хорошо, потому что оно ему помогло и оно было хорошим. А другой делал уроки на отвали, в школе спал и стал блоггером и получает кучу денег с рекламы (шутка, но такой пример тоже есть), так вот - в вуз еле поступил, причем в средний и на платку - как он будет относится к образованию? Ну понятно.
Отношение к науке - вот уж тут сложно, ну есть ребята, которые может и Хокинга читали и тед смотрели и еще что, но таких не очень много, имхо это больше характерно для поколения, родившегося в 90-е (тут вообще стоит упомянуть, что по идее разница в поколениях - 20 лет). Наука не должным образом представлена в школе - если вам запомнились уроки физики или химии - вам очень повезло. А если они дали вам стимул углубить изучение - повезло вдвойне, насколько я вижу это большая редкость.