Среди четырёх базовых книг религиозно-философского содержания, после прочтения которых читать иные книги нет смысла, стоит и «Государство» Платона. Об этом главном базисе как прежней, так и современной идеологии стан Внеморальной Оси более подробно см. в статье
«Для наивных россиян — это мифы…» здесь »Вот центральный, на мой взгляд, посыл Платона:
— Разве можем мы так легко допустить, чтобы дети слушали и воспринимали душой какие попало мифы, выдуманные кем попало и большей частью противоречащие тем мнениям, которые, как мы считаем, должны быть у них, когда они повзрослеют?
— Мы этого ни в коем случае не допустим.
— Прежде всего нам, вероятно, надо смотреть за творцами мифов: если их произведение хорошо, мы допустим его, если же нет — отвергнем. Мы уговорим воспитательниц и матерей рассказывать детям лишь признанные мифы, чтобы с их помощью формировать души детей скорее, чем их тела — руками. А большинство мифов, которые они теперь рассказывают, надо отбросить.
Примечательно, что в диссертации г-на Мединского приводится по сути парафраза Платона цитатой современного специалиста по идеологии О.А. Платонова (Платон, Платонов — нарочно не придумаешь!), которая стала теперь миссией Министерства культуры РФ:
«Критерием положительной или отрицательной оценки (т.е. критерием селекции информации — А.Г.) могут быть только национальные интересы России. Первый вопрос, на который должна честно ответить историческая наука — насколько то или иное событие или частное деяние отвечает интересам страны и народа. Взвешивание (событий или частных деяний) на весах национальных интересов России создаёт абсолютный стандарт истинности и достоверности исторического труда» [Цитата из работы О. Платонова в докторской диссертации В. Мединского].
Иначе говоря, Минкульт РФ вовсю пользуется алгоритмом идеологии стран Внеморальной Оси: мол, пусть имеется государственный (ныне государственно-клерикальный) интерес выставить на щит то или иное событие истории как Древней, так и не столь древней Руси. — Выставляем! Нет интереса в том у «элиты» общества — закатываем факты в асфальт.
Разве такой подход к изучению истории своего Отечества достоин граждан России?
Что же касается Аристотеля, то достаточно вспомнить его крылатое «Instrumentum vocale», отражающее его отношение к людям как неодушевлённым предметам, обладающим лишь даром речи.
Чёткие и понятные категории Добра и Зла были Аристотелем замещены введением понятия «середины»:
Мужество — это обладание серединой между страхом и отвагой…
Уравновешенность — это обладание серединой в связи с гневом…
Чувство юмора — середина между шутовством и дикарством. Его область — насмешки…
Дружелюбие — середина между лестью и враждой…
заключив попутно, что
Невозможна дружба и с конём или быком или с рабом в качестве раба. Ведь тут ничего общего быть не может, потому что раб — одушевлённое орудие, а орудие неодушевлённый раб, так что как с рабом дружба с ним невозможна, но как с человеком возможна [Этика]
Иначе говоря, Аристотель в
Формуле религии подменил, в частности, значение переменной «Благо» на значение «Среднее меж Злом и Добром», допустив тем, что Абсолютное Благо может уступить часть своих позиций Абсолютному Злу (наверное, за «откат»). То есть Аристотель выступил как «эффективный дипломат» сатаны, уведя христианство от Абсолютного Добра!
И труды этого персонажа вполне себе успешно были адаптированы к отечественным реалиям в книге «Тайныя тайных» («Аристотелевы врата»), не одно столетие использующейся как практическое наставление властными структурами России по управлению страной.
Примечательно, что в грандиозной по трудозатратам работе Питирима А. Сорокина, в которой он с коллективом Гарварда (в котором он основал кафедру социологии) ранжировал 1179 людей, внёсших наиболее существенный вклад в развитие цивилизации, и Аристотель и Платон с большим отрывом попали в первую группу наиболее цитируемых авторов всех времён и народов (Итоговую таблицу
можно скачать с сайта «Встарь, или Как жили люди» »). Примечательно, что Достоевский с Толстым оказались лишь в четвёртой из 10 групп, против 12 баллов древних философов сумев набрать лишь 8. Что, на мой взгляд, говорит лишь о том, что идеология Платона и Аристотеля нашла отклик не только у теоретиков, но и у практиков идеологии. И не только в странах Внеморальной Оси. К сожалению.