Взрослые люди обращаются на линию телефона доверия, а у нас в «Твой территории» - формат он-лайн переписки, который создан для подростков, которые скорее будут общаться в интернет-пространстве. Но все работают по одному принципу. Это универсальный алгоритм телефона доверия, чтобы здесь и сейчас отвести человека от суицидного расстояния.
Основной принцип работы операторов – это работа с состоянием человека с помощью доверительного контакта. Доверительный контакт и профессиональная работа с состоянием – работы с чувствами. Предсуицидное состояние, состояние отчаяния, включает в себя множество разных чувств, с которыми человек справится не может, не понимая их. Консультант выстраивает с человеком такой контакт, при котором он может об этом говорить, разделяет чувства на составляющие и каждое чувство в отдельности он прорабатывает и делает это таким образом, так, что человек становится максимально дальше от суицида. Слово «разделяют» здесь, кстати, не совсем точно, звучит слишком механистически. Состояние человека, который обращается за помощью, очень концентрировано. Стоит задача успокоения этого состояния и изменения его, это может быть достигнуто путем проработанности. Происходит концентрация многих элементов в одно и отсюда – невыносимость. Как говорит Маховиков (один из главных в России специалистов по телефону доверия), если мы сравним душевную боль с физической, то физическая, как правило, всегда имеет локальный характер. А душевная захватывает всю личность целиком – это сравнение помогает понять, насколько человеку невыносимо перед суицидом, это состояние, несовместимое с жизнью. И эта душевная боль может настигнуть любого человека.
Сама работа консультанта – это прежде всего контакт, это работа через отношение. Это не та ситуация, когда человек обращается, а специалист просто работает. Он лечит отношением, слово «работа» слишком сухое для этого. Суть, тем не менее, заключается в том, чтобы держать в фокусе состояние человека, которое состоит из многих компонентов и нюансов, с обстоятельствами, которые привели к этому – большой комплекс. Консультант будет работать во всех областях этой боли, говорить с человеком, разделять ее, откликаться своими чувствами. Работа происходит в присоединении – ты становишься максимально близок к абоненту. Только тогда будет результат. Консультант должен воспринимать чувства обратившегося максимально близко и откликаться своими чувствами. Тогда человеку можно помочь.
Еще один важный пункт работы – консультант говорит о суициде. Письменно, устно – но это то, что невозможно для близких. Когда наш близкий в таком состоянии, мы не можем с ним об этом говорить, а он не может рассказать, что у него внутри, что он хочет сделать (если речь идет о конкретном намерении), он находится в невыносимом для него состоянии и потому стремится уйти от этой боли. Но для близких говорить об этом невозможно.
Профессионалы же обучены так, что они не уходят из этой боли: работа с суицидным состоянием не строится таким образом, что человека от него уводят и противопоставляет этому некую радость жизни. Здесь важна проработанность, можно в конце разговора выйти на радость и какие-то ресурсы, но прежде всего консультант не будет уходить от этого состояния. В этом ключ – быть с этим.
Хорошо, когда консультанты кризисной службы имеют ступени отбора – не каждый психолог с этим справится. В автокатастрофе недавно погиб мужчина, через три дня его 13-ти летняя дочь покончила с собой. Нужна помощь матери, и психологи боятся с ней работать и позвонили поэтому нам, попросили взять ее. Это нормально. Психологи должны уметь быть с таким состоянием.
Комментарий, конечно, не по теме, но хочется сказать огромное человеческое спасибо психологам, которые работают через ваш сервис
а спонсор сегодняшнего дня - центр помощи суицидникам
центр помощи суицидникам - пройдите в соседнее окно.
Простите великодушно. Вот я мразь, конечно.
Ну типо я 2 раза звонил и слабо помогло, я все хочу умереть
Как у вас сейчас дела?
мне сказали - ты сама во всём виновата, что теперь ноешь? хотела бы с собой покончить - уже покончила бы. а болтать с тобой никто не обязан. и засмеялись. такая вот линия доверия)))
Ну жива же? Значит хорошо сработали