Политтехнолог не только отвечает за избирательную кампанию. Когда ее нет, у нас тоже много работы. Прежде всего это исследования, pr, аналитика, выстраивание коалиций, стратегические расчеты, войны. В моей команде порядка 500 специалистов — аналитики, психолингвисты, социологи, smm-специалисты, маркетологи, программисты, специалисты по нейронным сетям, психологи, коучи, тимбилдеры, идеологи, менеджеры полевой работы, специалисты многоуровнего маркетинга, логисты, финансисты, юристы. Это в целом очень наукоемкая деятельность, потому что исследования — это основа любых продуманных стратегий. Любая избирательная кампания — это прежде всего месседж: что говорить, как и куда. И чтобы знать, что говорить, нужна аналитика, нужны серьезные исследования.
Политтехнологи обязательно воюют. И не всегда это только военные действия в СМИ. Когда мы работали в Украине, у нас была вполне реальная «стенка на стенку», поэтому политтехнология — это еще и вопросы безопасности, кибербезопасности в том числе, защита от провокаций, контрпропаганда и разведка.
Еще политтехнолог организует колоссальное количество людей, это как построить целый завод. В 1999 году в Украине мы придумали и построили партию «Единство», к концу того же года мы подсчитали, что у нас уже полтора миллиона сотрудников. Это действительно был завод, раскиданный по всей стране — огромное количество людей, профессий и функций. Такой завод нужно организовать и уметь им управлять.
Я был заместителем руководителя штаба в 2013 году, на выборах Мэра Москвы. Это про то время