Библия учит относиться к труду уравновешенно. Она побуждает к трудолюбию и осуждает лень. В то же время Библия не поощряет трудоголизм. Одной из десяти заповедей, начертанных на Скрижали Перстом Божьим была заповедь о субботнем покое:
8 Помни день субботний, чтобы святить его;
9 шесть дней работай и делай всякие дела твои,
10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
(Исх.20:8-11)
Для чего дан этот день? Я думаю, что для того чтобы человек не осуетился в своей земной возне, чтобы мог выйти из своей деятельности и посмотреть на свою жизнь как бы извне, со стороны - ведь свойство адаптации делает человека совершенно бесчувственным к чему либо, где он уже перестаёт что либо замечать и полностью погружается в "явление". Суббота Господу, Богу твоему!
Опять же Библия говорит что жизнь в её истинном и полном значении состоит не только в удовлетворении своих физических и эмоциональных потребностей - не хлебом одним жив человек, но всяким Словом Божьим. Труд помогает удовлетворить лишь одну сторону своего существа, не самую глубокую:
7 Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается.
(Еккл.6:7)
14 Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей.
15 И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер?
(Еккл.5:14,15)
Поэтому поощряя добросоветсный труд Библия все же призывает искать в первую очередь духовного богатства - собирание сокровищ на Небе - именно тогда у человека всё будет на своем месте и ему будет благо и в этой жизни и в будущей. Но если человек сильно увлекся земным трудом и ушел в него с головой то как он может поднять свою голову вверх?
24 Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобрести мудрость.
25 Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их и которого разговор только о молодых волах?
26 Сердце его занято тем, чтобы проводить борозды, и забота его — о корме для телиц.
27 Так и всякий плотник и зодчий, который проводит ночь, как день: кто занимается резьбою, того прилежание в том, чтобы оразнообразить форму;
28 сердце свое он устремляет на то, чтобы изображение было похоже, и забота его — о том, чтоб окончить дело в совершенстве.
29 Так и ковач, который сидит у наковальни и думает об изделии из железа: дым от огня изнуряет его тело, и с жаром от печи борется он;
30 звук молота оглушает его слух, и глаза его устремлены на модель сосуда;
31 сердце его устремлено на окончание дела, и попечение его — о том, чтобы отделать его в совершенстве.
32 Так и горшечник, который сидит над своим делом и ногами своими вертит колесо,
33 который постоянно в заботе о деле своем и у которого исчислена вся работа его:
34 рукою своею он дает форму глине, а ногами умягчает ее жесткость;
35 он устремляет сердце к тому, чтобы хорошо окончить сосуд, и забота его — о том, чтоб очистить печь.
36 Все они надеются на свои руки, и каждый умудряется в своем деле;
37 без них ни город не построится, ни жители не населятся и не будут жить в нем;
38 и однако ж они в собрание не приглашаются, на судейском седалище не сидят и не рассуждают о судебных постановлениях, не произносят оправдания и осуждения и не занимаются притчами;
39 но поддерживают быт житейский, и молитва их — об успехе художества их.
(Сир.39:24-39)