Мне кажется, что понятие души является одним из самых сложных, абстрактных и наиболее субъективных понятий. Постижению духовного, включая и человеческую душу посвящены многие философские направления, главный из которых, конечно, идеалистические. Единственно верного понимания этой субстанции быть не может. Поэтому я попробую взглянуть на вопрос с разных сторон.
Душа неотрывно следует за всем человеческим, даже, пытаясь наделить душой других живых тварей, мы только лишь транслируем на них своё собственное ощущение мира, пытаемся олицетворить их. Наше постижение мира очень ограничено тем, что мы не можем его сравнить с возможностями какого-то другого разумного субъекта. Нам не повезло, что мы являемся единственным разумным видом на планете: мы даже гипотетическому искусственному интеллекту приписываем закоренелые в нас черты, не признавая возможности существования принципиально нового вида разума; мы не можем отстранёно посмотреть на себя со стороны и попытаться разглядеть душу — нет такого зеркала. С психологической точки зрения душа является синонимом нашей психики и личности. С точки зрения философии душа представляет собой некую подвижную совокупность идей и чувствований каждого отдельного человека и отражение общественного. Душа в культуре воспринимается скорее в категориях нравственного, уходящего корнями и в тело, и в историю, и в науку — во всё то, что можно увидеть и понять. Религия же полагает душу чем-то отдельным (но связанным) от тела и вечным, которое может существовать в каких-то неизвестным нам состояниях — различные трактовки, призванная уйти от реального и принятого здравым смыслом, чтобы посмотреть на человека со стороны.
Я полагаю, что невозможность понимания духовного в нас отражает невозможность понять себя и понять других, наше бессилие, которые мы стараемся преодолеть, но выходит это часто лишь благодаря мифологии и самообману, а не подлинным и благим идеям.
«Каждая душа вкусит смерть, но только в День воскресения вы получите вашу плату сполна. Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех, а земная жизнь – всего лишь наслаждение обольщением». – (Сура 3. Семейство Имрана, 185.)