На мой взгляд, религия это набор ритуалов, процедур, символов объединенных на вере в какие либо догматы. Почти всегда, религии сопровождаются некоторым регулирующим общественным институтом, в основном с иерархической структурой, и всегда активностью адептов по привлечению новых приверженцев и попыткой опорочить сопротивляющихся. Не всегда такая активность адептов проявляется только в «добрым слове», но иногда подкрепляется «кольтом» (мечем, огнем…) и/или деньгами.
На мой взгляд, религия не обязательно может быть создана только на основе веры в бога (богов). Главное - соблюдение ритуалов и некритическое следование установлениям.
Запросто можно представить себе атеизм в качестве религии: вера – бога нет (более научно – материя первична). Обряды и ритуалы – от собрания «воинствующих безбожников», издание пасквильных брошюр и поэм, а-ля Джордано Бруно (его именно за это сожгли, а вовсе не за гипотезу множественности миров) до ритуальных расстрелов священников и разрушения храмов, которые, помимо прочего, могли быть памятниками архитектуры.
Можно сделать религию даже на физике, вернее на некоторых псевдофизических трактовках:
Вера – в светоносный эфир. Ритуал – писать в инете всякую хрень, якобы опровергающую Теорию Относительности и поливать грязью Эйнштейна.
Можно сделать религию из материалистической теории: Вполне себе научная теория Маркса была в последствии доведена до состояния религии: догматизм (я и сейчас иногда встречаю якобы марксистов, которые забыли, что на дворе не 19 а 21 век), ритуалы (практически любые комсомольские и партийные собрания в позднем Союзе – ритуал). Ритуальные статьи в газетах, ритуальная музыка, ритуальная литература позднего СССР , ритуальные лозунги (Ленин и теперь живее всех живых), да и мавзолей на Красной Площади– со всей очевидностью показывает возникновение религии в СССР на основе марксизма (вернее – троцкизма).
Ритуализация чего либо превращает это что-либо в религию. ИМХО.
Я думаю, не стоит путать религию и веру. Это связанные понятия, но не идентичные. Так же я сомневаюсь, что задержка научного прогресса в «темное средневековье» связана с религией. Просто в Науке не было необходимости у общества. Появилась необходимость – появилась наука. В этом смысле я придерживаюсь «исторического материализма».
Любопытно, как иногда «тасуется колода» - определение Бога у Николая Кузанского (15 век. Кардинал, по совместительству – математик): «Бог – это шар, центр которого везде, а границы – нигде». Определение целого р-адического числа в топологии: «Целое р-адическое число это шар, у которого нет центра (любая точка шара является его центром. Ультраметричность), и нет границы»