Это не универсальный совет, но имеет смысл пересмотреть подход к объяснениям, мне это много раз помогало. Можно подумать над такими вопросами:
1) Действительно ли то, что я хочу объяснить ребенку — важно? Например, взрослый идет с ребенком по улице, тот шаркает ногами. Это раздражает, это может портить подошву, но так ли нужно во что бы то ни стало, здесь, сейчас объяснить это ребенку? Никакой катастрофы не произойдет, никто не в опасности, пошаркает и перестанет. Нет причины спорить или расстраиваться. Чем больше в жизни ребенка объяснений, требований, нравоучений, тем меньше веса имеет каждое из них.
2) Действительно ли ребенок может понять объяснение в той форме, в которой оно сформулировано? У всех в этом смысле свой стиль, но я иногда ловлю себя на том,что выражаюсь слишком сложно и многословно. В какой-то момент ребенок перестает даже пытаться вникнуть в суть претензий.
3) Действительно ли мое объяснение что-то объясняет? «Иди сюда!» — «Почему?» — «Я тебе сказала иди сюда, вот почему!» — это не объяснение, например. Об идее, которую хочется донести до ребенка, можно думать как о товаре, который нужно прорекламировать: важно объяснить конкретные выгодные стороны верного решения. Например, можно сказать «ты успеешь сделать сегодня X, если сейчас побыстрее сделаешь Y», а можно «поскорее делай Y, а то как всегда ничего не успеешь». Общая идея одинаковая, но в первом случае видна конкретная понятная цель.
4) Действительно ли возраст и развитие ребенка позволяют ему понять и выполнить требования? Часто бывает так, что ориентируясь на хорошие успехи ребенка в чем-то, мы начинаем автоматически завышать требования к нему и по всем остальным статьям. Если пятилетний ребенок читает и считает не хуже восьмилетних, это не значит, что эмоционально и физически он тоже перерос свой возраст. Иногда снизить планку полезно.