Отказ от традиций Российской империи в межнациональных отношений. Все большевицкие вопли об угнетение малых народностей - наглая ложь. Ленин не приводит ни одной цифры, говоряшей об "эксплуатации". Больше ссылается на бытовой национализм, на обидные клички. Но тут русский мужик и себя не жаловал. Рязанцы у него - косопузые, а пермяки - соленные уши. Наоборот налоговая нагрузка на русского мужика была выше. Казна дотировала Среднию Азию, Грузию, Польшу, Финляндию, практически, все так называемые ,национальные окраины. В иных регионах национальных школ было больше и грамотность детей была выше чем у русских детей, например, в местах компактного проживания татар . Проблема была настолько остра, что в 90 годах 19 века в газетах прошла дискуссия об "обскудении исторического центра". Но имперские правительство не занималось созданием наций, но и не запрещала учится на родном языке, но если хочешь сделать карьеру- учи русский. С другой стороны оно вело широкую культурную экспансию. Да такой степени успешно, что Троцкий после революции жаловался что многие "нацмены" "заражены" русской культурой и желали жить в единой стране.
Ленин шёл к власти в 17 году не на волне , так называемой, классовой борьбы. Он всеми силами и средствами разжигал национализм в национальных окраинах. Достаточно прочитать декрет о мире, что бы понять на что делал ставку Ильич. Что это давало? Практически канализацию любого сопротивления его режиму на местах. Достаточно почитать "Белую гвардию", где офицеры клянут Скоропадского, которые препятствовали созданию воинских формирований из них, что бы понять это. Практически сразу же обнулялась сразу местная администрация. Политические противники Ленина, типа Чхеидзе забыв что были русскими патриотами бросились организовывать национальные гнёздышко в виде республик, которые тут же стали предъявлять имперские претензии к малым народам, проживающим на смежных территориях. Все это не могло не вызвать сопротивления. Стали параллельно организоваться советские республики, которые полагали свое будущее вместе с Россией. И с 19 года Ленин меняет свою риторику уловив настроение масс. Теперь он говорит о едином государстве.
Однако, ему и в страшном сне не могло приснится единая Россия, которое по Марксу есть реакционной государство. К 22 году когда в вплотную подошли к оформлению новой государственности, Ленин вопреки мнению партийного большинства настаивает на создании союзного государства , состоящего из национальных республик, с правом свободного выхода. Он лично приписывает решения съезда. Цементом этого квазиобразования стало обязанность русских "платить и каяться" как угнетаюшей нации. Началась нарезка границ, которая зачастую преследовала цель покупки лояльности национальных элит, которые сохранили власть во многих республиках.
Уже в 26 году председатель правительства Рыков протестовал против иждевенчества иных республик, требующих себе всяческих экономических поблажек. Русское население на окраинах унижалось. Их произвольно записывали , например, в украинцами, требовали срочно изучать национальные языки. Русские не только экономмчески дотировали национальные республики, но и их еще и культурно третировали. Многие писатели поэты кормились тем что "переводили" писателей и поэтов из союзных республик. Последних охотно печатали , а их нет. На эту тему существует немало анекдотов. Местные академии наук плодили "научную элиту" в невиданных масштабах. А диссертации этим "академикам" за малую мзду писали мэнэсы из русских.
90 годы подвели черту под этим безумием. Все, которые желали, вернулись к своим баранам. Кроме национального чванства, веры, что русские им"должны и обязаны" Союз ничего не оставил.