В сети существует достаточно много материала на тему "работа с моделью", но я хочу сразу отметить
одно важное условие при подходе к работе с человеком в фотографии. Это уважение. Доброжелательность и личная заинтересованность к человеку. Почему именно это? Потому что только личная симпатия и уважение предрасполагает людей к себе и позволяет им почувствовать себя в "своей тарелке". Но тут тоже достаточно проблематично извертываться в этом вопросе, ибо модели бывают разные, и подход ко всем трудно найти, ведь всё исходит из личной симпатии к человеку. И очень к немногим нам удается "подползти и приобнять" с нужной стороны.
Касательно литературы, на этот счёт не хочу советовать вообще книги, ибо всё, что вы в них узнаете, это то, что к модели нужен индивидуальный подход и умение "раскрывать" личность человека посредством снимка. О позах, мимике, жестикуляции - говориться лишь то, что это всё достигается через личный, живой контакт и коммуникацию. Кароче вода, ведь нас интересуют способы как этого достигнуть. А тут дело в психологии и умении развязывать языки человеку (идет речь о неподготовленном читателе). И всё таки, из тех, что попадались в руки мне:
1.Модель. Проблемы позирования
Автор: Уильям Мортенсен
В книге «Модель» Мортенсен делится своим богатейшим опытом создания портрета и работы с моделями. Сейчас уже появилось достаточно много литературы, посвященной этой теме. Однако книга Мортенсена стоит в этом ряду особняком. В отличие от большинства современных руководств, где часто можно видеть советы наподобие: «делай так-то и так-то, и шедевр тебе гарантирован», у Мортенсена ничего такого вы не найдете. Он учит единственно возможным в искусстве способом: он учит, как не надо. Он не учит, как надо ставить модель, как поставить ее туловище и иные части тела. Потому что такое обучение порождает тысячи и тысячи похожих друг на друга, хоть и цветных, великолепного технического качества, но абсолютно безликих, пустых, банальных фотографий-однодневок. Мортенсен оставляет ученикам полную свободу творчества, указывая лишь на частые ошибки, которые могут испортить впечатление от портрета. Пролистайте и отложите в сторону (не выкидывайте) какой-нибудь глянцевый журнал. Прочитайте внимательно эту книгу. И просмотрите тот же журнал снова. Вы почувствуете, что смотрите его другими – открытыми – глазами! Вы заметите массу ошибок, о которых писал классик Мортенсен. И поймете, как эти ляпы исправить. А если вы научитесь фотографировать так, как это делал он, то вам не составит труда сделать фотографию в любом нужном вам стиле. Потому что человек, играющий Гайдна, всегда сыграет «Мурку».
3."Чтение лица или китайское искусство физиогномики"
Автор: Мар Т.Т.
А также, кроме литературы, хочу порекомендовать Сараханова и Ктиторчука. Это два Киевских фотографа, с которыми можно найти видео на ютуб. Сараханов расскажет вам о портретной фотографии и о том, почему и как вы должны и относиться к фотографируемому. А Ктиторчук в принципе и на практике покажет вам отношение работы с моделью и психологии в фотографии.
К слову, первый- очень приятный дядька, а второй - достаточно веселый и "живой".
Удачи.