Сам я в такую ситуацию, к счастью, не попадал, однако наслышан о подобных историях, когда пожар в учебном заведении уничтожал документы.
Итак, ваш вуз. Стоит себе такой, стоит, никого не трогает, но внезапно одной прекрасной ночью происходит пожар, в котором сгорают аттестаты. Некоторые в случае потери аттестата советуют обращаться в газету с объявлением о том, что такой-то аттестат нужно считать недействительным. Не знаю, в чём тут смысл, если честно, поскольку объявление в газете — слабое доказательство утери, на мой взгляд.
Однако в случае пожара вам нужно будет лишь получить справку об утере аттестата — сделать это нужно будет в самом вузе, если от заведения, конечно, ещё что-то осталось. Если случилось так, что оно сгорело полностью и разрушилось, то справку нужно будет получить в управлении образования — это касается небольших городов, в крупных есть всякие департаменты, комитеты при региональных правительствах. В Москве это Департамент образования. Так вот, в эту организацию можно позвонить и объяснить ситуацию, спросить, что нужно для получения справки об утере.
Как они узнают, что вы это вы? Легко: в комментариях уже сказали, что есть электронная база данных, такая как, например, реестр студентов/ординаторов/аспирантов, там проверят ваше имя, заведение, где вы числитесь, и, если всё совпадёт, то вы получите справку и заодно начнёте процесс восстановления аттестата, иные документы, по всей видимости, придётся восстанавливать отдельно.
Сам аттестат придётся восстанавливать в той школе, в которой вам его выдали. Туда нужно будет прийти и рассказать им эту крутую историю о пожаре и разрушениях, вас посмотрят в списках выпускников, наверняка захотят потрещать за жизнь, но вы стойте на своём — встреча выпускников будет позже, а сейчас аттестат бы получить. Нашёл в Сети примерное заявление на восстановление:
Пишете шапку заявления: кому, от кого, проживаете где, ваш контактный телефон. В самом заявлении просите выдать дубликат (который при соблюдении всех формальностей будет иметь юридическую силу), объясняете там же при каких обстоятельствах произошла утеря — в вашем случае это был разрушительный пожар, произошедший в определённую дату (её нужно будет указать). Если знаете серию и номер документа — отлично, если нет, то наверняка эти данные где-то есть в реестрах или иных местах, это всё дело вписываете в заявление, указывая, кому он был выдан, указывать нужно те данные, которые были на момент выдачи — всё-таки много чего может произойти за это время... В качестве приложения в заявлении используете ту самую справку, которую вам выдали в управлении образования. Дата, подпись, вы прекрасны.
Аттестат вы получите в течение месяца. Если нет возможности приехать в родные края, то можно это всё осуществить с помощью почты: там сразу пишете заявление, всё то же самое, справочку прилагаете. На всякий случай, наверное, лучше копию. Там же нужно указать, что вы хотите получить копию аттестата тоже почтой по адресу отправителя.
На что опираться при всех этих процедурах? На закон. Он на нашей стороне (трагикомедия какая-то, но всё же). Нормативный акт, на который нужно ссылаться, называется Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2014 г. N 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов», в приложении к которому есть тот самый Порядок, он доступен по ссылке.