В обиходе современного вуза обычно нет системообразующей дисциплины и отработанных схем междисциплинарной интеграции. Обычно учебный план это достаточно случайный набор мало связанных дисциплин. Потому о целостности получаемого знания в учебном заведении говорить трудно. Аппарат методистов не имеет такой квалификации. Они это слоган для пущей учёности. Чтобы решать эту задачу, надо быть методологически на голову выше рядовых преподавателей и даже заведующих кафедр.
Надо подниматься на более высокий уровень масштабных и глубоко структурированных моделей, откуда можно, не нарушая общей целостности, выводить содержание каждой дисциплины как части единого целого. Пока же отдельные дисциплины учебных программ это научное мелкотемье, использующее локальные критерии, модели и рекомендации, приносящие видимый полезный эффект существенно ниже скрытых потерь. Потому: "Забудьте, чему Вас учили в вузе"!
Естественный успех самообразования, на мой взгляд, достигается, если интегрирующим элементом знания является самостоятельно решаемая научная и практическая проблема. Авторская наработка последовательного алгоритма её реализации и создаёт интеграционный эффект целенаправленной целостной "упаковки знания".
Ранее так и было в том вузе, в котором мне посчастливилось учится. Преподаватели массово вели исследования, проверяли результаты в производственных условиях. А студенты участвовали в постановке полевых (производственных) экспериментов и по их материалам разрабатывали рекомендации для предприятий в курсовых и дипломных проектах. Лично я непосредственно в заводской лаборатории разрабатывал технологию ультразвуковой обработки металлов и самостоятельно работал со всеми необходимыми источниками.
Потому считаю, что вредным является существующее высшее образование в существующей методологической постановке. А самообразование при соблюдении комплекса условий может быть очень даже полезным.
А для чего и кому нужны эти нюансы? Если работодатель всем претендентам не зависимо от уровня образования предлагает освоить функции оператора.
С уважением. Александр.