Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Чем венчурные инвесторы отличаются от бизнес-ангелов?

Бизнес и менеджментБизнес+1
Александр Ковалев
  ·   · 1,3 K
Студент The Wharton School, University of Pennsylv...  · 1 мар 2017

Ниже подразумевается контекст Кремниевой Долины.

Ангел - чаще всего богатый индивидуум - предприниматель удачно продавший стартап(ы), самые ранние сотрудники компаний, ставших гигантскими, в последнее время еще знаменитости из Голливуда, и тд. Как правило, ангелы располагают относительно небольшим капиталом (от 1 до 100 миллиона долларов) и имеют другой основной вид деятельности помимо инвестирования.

Венчурный капитал - организация, профессионально управляющая капиталом, такая же как хедж фонд и фонд прямых инвестиций (более того, венчурный капитал, по сути, частный случай прямых инвестиций). Соответственно, она сама имеет клиентов и управляет от сотни миллионов до несколько десятка миллиардов долларов, и управляется профессиональными менеджерами.

Собственно, вот это разница в размере и происхождении денег обосновывает значимые на деле различия для фаундера:

1) Ангелы, по очевидной причине, инвестируют суммы поменьше: от 10 тысяч до миллиона долларов. Венчурной фирме, как правило, суммы меньше миллиона не интересны.

2) Ангелы инвестируют на более ранних стадиях: pre-seed и seed. Венчурные капиталисты начинают с Series A и дальше. Дело как и в том, что на ранних стадиях нужны меньшие суммы, как и в том, что на венчурных стадиях, как правило, риска существенно меньше, так как до этой стадии доживают только стартапы с более-менее доказанным product-market fit. В отличии от ангелов, у венчурных капиталистов есть пределы позволяемого риска, так как они подотчетны своим инвесторам, и нередко инвестиции на еще более ранних стадиях бывают слишком рискованными для их портфеля.

3) Венчурные инвесторы относятся к инвестиции серьезнее - если ангел может дать деньги по-дружески или другим личным чувствам, и после инвестиции особенно не влезать в работу стартапа (так как своих дел хватает), венчурные капиталисты имеют гораздо более формализированные критерии оценки инвестиций, проведения due diligence, а так же будут дотошно требовать регулярных отчетов после транзакции и в нередких случаях влезать в операционное управление и принятие ключевых решений.

4) Из-за разных сумм и стадий инвестиций, у ангелов и венчурных фирм разные стандарты: если ангел, инвестировавший $100000 за 10% будет очень рад быстрой продаже стратегическому покупателю за миллионов пятьдесят, для венчурного инвестора, отдавшего за соизмеримую долю несколько миллионов, такой выход будет неудовлетворительным. Экономика венчурных фондов такова, что чтобы возвратить ~20% в год, ожидаемого от хорошего фонда в этом рискованном классе активов, фонду нужно иметь в портфеле несколько единорогов, продавшихся или вышедших на IPO за несколько миллиардов, и небольшие компании продавшиеся за меньшие суммы на стадии продукта погоды ему не сделают. Соответственно, венчурный инвестор будет всегда склонять фаундера к более рискованным действиям, что может не быть в его/ее интересах.

5) Как правило, у венчурных фондов гораздо больше ресурсов для поддержки портфолио. Если ангел может изредка познакомить с важным потенциальным клиентом или работником, лучшие венчурные фонды, типа Andreessen Horowitz и Greylock Partners имеют полноценные операционные организации и оказывают помощь своим компаниям по всем фронтам: найм персонала, маркетинг, PR, контакты с прессой, контакты с потенциальными клиентами, юристы, бухгалтерия, и тд. - в принципе, по всем вопросам, не касающимся разработки самого продукта и в которых типичный стартапер, бывший программист из Гугла закончивший/бросивший Стэнфорд, скорее всего мало разбирается и не имеет особого желания разбираться.