Очень долго (со времен Петра I до начала XX века) РПЦ была фактически частью российского государства, одним из правительственных учреждений. Это было плохо для авторитета церкви и ее христианской деятельности, но очень комфортно для духовенства, особенно высшего.
Мне представляется, что сегодняшние руководители РПЦ очень хотели бы вернуть прошлое и вновь "прилепиться" к государству, тем более, что государство, его первые лица, кажется, тоже не возражают против такого симбиоза.
Отсюда неустанная забота РПЦ о воспитании патриотизма, понимаемого не как любовь к Родине, а как лояльность действующей власти. И это при том, что Христос и отцы церкви никогда не включали патриотизм в число христианских добродетелей.
Только маленькая часть РПЦ похожа на советскую номенклатуру - церковные чиновники. Церковь же включает в себя всех православных христиан прошлого и настоящего. Абсурдно считать, что все они "оправдывают любые мерзости власти".
Трудно говорить об оправдании того, чего нет. Войны с Украиной нет. Точнее, есть виртуальная война, ведущаяся в СМИ Украины. Но это проблемы Украины, а не реального мира.