Начнём с того, что эти термины объединяет: они все обозначают утверждения, принимаемые без доказательств. Что их различает (не всегда принципиально): области применения и цели.
- Аксиомы — базовые утверждения, на основе которых строятся математические теории (например, аксиомы Пеано для натуральных чисел);
- Постулаты — примерно то же, что и аксиомы, но обычно в области геометрии, физики или другой естественной науки (например, постулаты Евклида или Лобачевского). Основное отличие от аксиомы в том, что постулат обычно формулируется на основе наблюдаемой закономерности;
- Априорное знание — знание, данное субъекту ещё до опыта, благодаря которому он вообще способен организовывать опытное познание (например, представление о времени и пространстве, причинно-следственной связи и т.д.). Анализом априорных знаний занимается философия;
- Догма — положение, на основе которого организуется не теоретическое рассмотрение, а религиозная или иная практика (например, догмат о Троице или догма газеты Ведомости);
- Презумпция — базовое предположение, с которого начинается рассмотрение, и считающееся в рамках организованной практики истинным до тех пор, пока не будет доказано обратное (например, презумпция невиновности в юриспруденции).
Помимо вышеназванных терминов, сюда можно было бы ещё как минимум столько же других добавить:
- всевозможные принципы;
- начала (5-6 начал термодинамики);
- положения (синтетической теории эволюции);
- бритвы (Оккама, Хэнлона и другие);
- нулевые гипотезы;
- эвристики;
- и даже когнитивные искажения на пару со стереотипами.
Отсюда можно сделать вывод, что доказательность не является универсальным принципом, на основе которого что-то признаётся истинным или плодотворным, работоспособным. Другими словами, рациональность тоже проблематична и требует критического осмысления.