Можно было бы ответить на этот вопрос вполне банально — философия родилась как познание и исследование природы, позже из нее выделилась наука, а наука дала нам все приспособления, которые делают нашу жизнь удобной.
Но я хотел бы поговорить совершенно о другом. Начну с акцента на слове «польза». Когда к философии предъявляют требования ценности, утилитарности и выгодности, это выглядит несколько странно, несмотря на то, что способность какого-либо блага или какой-либо вещи удовлетворять человеческим потребностям, материальным или психологическим, впервые была осмыслена, конечно же, философами. Например, Джереми Бентам считал увеличение полезности руководящим психологическим принципом поведения людей в их стремлении избежать страданий и увеличивать удовольствие.
Однако начать мыслить — это верный путь к тому, чтобы увеличить свои страдания. Бытовой прагматизм скорее приведет нас к стереотипичному, шаблоннному поведению, чем к попытке осмыслить некоторое явление и полностью взять на себя ответственность за свои действия. Это понимают или чувствуют как люди «опасающиеся» философии, так и сами философы.
Министр народного просвещения Ширинский-Шихматов в 1849-м году произнес знаменитую фразу «Польза философии не доказана, а вред от неё возможен», после чего исключил философию из числа преподаваемых в российских университетах дисциплин.
Когда к Александру Пятигорскому молодые люди просились в ученики, то он считал своим долгом предупредить об опасностях. Ведь вы же живете как-то, говорил Пятигорский, так зачем вам это? Ведь только хуже будет… Самое страшное — это начать думать сейчас. Не завтра после обеда, не послезавтра, когда ты закончил дела свои, а именно сейчас, немедленно, так разве ты к этому готов? Но даже если готов, если ты уже выбрал философствование, то дороги назад, в нормальную жизнь, нет. И если ты попытаешься вернуться, то найдешь не жизнь, а то, что гораздо ниже, хуже жизни, и это будет гибелью тебя, который сделал такой выбор.
Тем не менее, в массовом сознании философии как-то позволено существовать. Пусть это непонятное, содержащее какие-то темные смыслы, но все-таки чем-то важное, присутствует где-то на периферии жизни, полной качественного потребления и удовольствий, и пусть некие мрачные маргиналы ставят нелепые вопросы и сами же на них отвечают. Это негласное общественное мнение позволяет сохраняться свободному мышлению даже в условиях жесткой идеологической монополии.
К сожалению, мышление редко бывает свободным, оно часто принимает форму убеждения, встает на ригидную позицию, которая становится нетолерантной, агрессивной, буквально ортодоксальной. Здравый смысл требует от философии, чтобы она была «научной» и выстраивала целостную картину мира для объяснения всего на свете. Гегель прекрасно сформулировал ответ на это требование: «Философия ... прямо противопоставлена рассудку и, тем самым, в еще большей степени — здравому смыслу, под которым разумеют ограниченность рода человеческого местом и временем. По отношению к здравому смыслу мир философии в себе и для себя есть некий мир наизнанку».
Я соглашусь с самой радикальной интерпретацией полезности философии, — ничего, кроме вреда для обыденной жизни, она не приносит. Однако, среди многих функций свободного мышления и любви к мудрости есть одна, которая делает философию совершенно исключительным инструментом осознания человеком самого себя. Являемся ли мы биологическими механизмами с предопределенной программой или обладаем свободой воли? В зависисмости от ответа на этот вопрос мы будем считать человека средством или целью, оправдывать или отвергать насилие, и вообще — быть людьми или в течение своего жизненного пути так и не осознать такой возможности. Мышление — не единственный способ реализовать свободу своей воли, но это единственный способ осознать важность этой проблемы. Философия добра к людям, — как бы она ни отграничивалась от обыденной жизни, она признает за каждым человеком возможность быть свободным. Это в чем-то сродни христианской концепции спасения, — любой грешник может за миг до смерти покаяться и быть прощен. Так и с мышлением, начать свободно мыслить и тем самым стать человеком можно в последнюю секунду своей жизни. Но это совершенно не к спеху, жизнь полна радостей, удовольствий и насыщенной работы по увеличению полезности всего, что нас окружает.
Андрей, читая ваш ответ на поставленный вопрос можно воочию убедиться, что философия, это софистка