Я не думаю, что польза это хороший критерий, потому что
голый утилитаризм умаляет человеческий опыт до выживания и удовольствий, в свою очередь слишком тесно граничащих с зависимостью от возбуждения и другими формами эмоциональной корысти. Литература в принципе не об этом.
Но в рамках упражнений в риторике можно предположить, что художественная литература не только полезна, но и полезнее — потому что научпоп создаёт иллюзию знания о вещах, в которые мы не хотим углубляться, и которые не обязательно имеют непосредственное влияние на каждодневную жизнь — тогда как художественная литература может сформировать нашу способность взаимодействовать с другими людьми.
Существует ряд fMRI исследований (
1,
2,
3,
4), где были отмечены следующие корреляции:
• Художественная литература прокачивает эмпатию — способность понимать и переживать эмоции других людей, их мотивацию и внутреннее состояние.
• Чтение художественной литературы помогает справляться с принятием решений в сложных ситуациях, и спокойно воспринимать изменчивость и неопределённость.
• Художественная литература понижает предвзятость, склонность мыслить обобщениями и стереотипами.
• Наконец, на сугубо языковом уровне, чтение развивает грамотность, и способность понимать других и внятно выражать свои мысли.
Всё это происходит потому, что для мозга, грубо говоря, всё реально. Читая книгу, он поджигает те же самые нейроны, которые задействуются, когда всё происходит на самом деле — поскольку моделирование гипотетических ситуаций является первостепенным для нашего выживания. Только верхняя оболочка сознания знает, что происходящее нереально, и расставляет приоритеты соответствующим образом. Остальной мозг модулирует всё взаправду.
Возможно, именно поэтому литература универсальна для всех культур и эпох: вживаясь в происходящее, мы как бы проживаем дополнительные жизни, от лица далёких, не имеющих никакого к нам отношения людей, и таким образом мы способны расширять сферу собственного эмоционального опыта, от которого зависит вся наша социальная жизнь — а другой жизни у нас, в общем-то, как бы и нет.
И нет, повторюсь, я не думаю, что её нужно сводить к утилитарной ценности. Эстетика самоценна, она удовлетворяет человеческие запросы в самой себе — и этого ей более чем достаточно.