На данный вопрос обычно дают один из двух общих ответов:
Из Нового Завета мы знаем, что 12 апостолов после вознесения Христа долгое время находились в Иерусалиме. Это и понятно - апостолы были евреями и не видели особой необходимости идти куда-то из привычной среды обитания. К тому же христианство воспринималось лишь некой своеобразной иудейской сектой, не апостолы не видели необходимости в проповеди другим (нееврейским) народам.
Работу с язычниками начал апостол Павел. Но одному человеку это не под силу и он подготавливал учеников-последователей, которые разносили Весть о Христе по миру. Опять-таки из Нового Завета мы знаем, что не все эти последователи без искажений понимали суть Евангелия. Теперь представим ситуацию: приходит такой ученик апостола Павла в небольшой городок и начинает проповедь. Со временем вокруг него может образоваться небольшая община. Этот ученик учит людей тому, что понял и знает. В другом городе проповедует другой ученик апостола Павла, которые тоже учит тому, что понял и знает. Естественно, эти два ученика не могут иметь абсолютно одинаковые познания. К тому же уровень знания Писания и иудаизма у членов новых христианских общин может отличаться. Вот мы и имеем две общины с различными богословскими представлениями.
Что объединяло первые христиано-иудейские общины? Их объединяло желание проповедовать о Христе. Что их могло разъединять? Их могли разъединять, например: а) отношение к иудейскому закону, б) отношение к язычникам, в) отношение к ученикам Иоанна Крестителя, которые тоже активно распространяли своё учение, г) восприятие различных других существующих религиозных учений и понимание возможности участия в них...
Социальный статус первых христиан был, как правило, низким: крестьяне, горожане, рабы. Со временем в общины христиан стали приходить более богатые и образованные люди. Они, скорее всего, стремились быть в узком кругу руководителей общины и их мировоззрение (не всегда правильное), так или иначе имело влияние на всех членов общины.
Так что я думаю, что у первых христиан был своеобразный анархизм. Хорошо это или плохо? Это данность. Мы не имеем других вариантов. В последующие века христианские общины стремились к тесному сотрудничеству, что привело к образованию авторитетных общин с более грамотными богословами. Это привело к централизации власти в христианском мире и более точному определению христианской веры. Хорошо это или плохо? Это данность. Мы не имеем других вариантов.
А можно подробнее про мусор и чужеродные элементы? Спасибо