Мы воспринимаем классику с большей уверенностью и большим пониманием, ибо она обладает, во-первых, "академическим" авторитетом, во-вторых, похожа на уже застывшую форму - её легко осмотреть, интерпретировать, воспроизвести; опять же и научных трудов о классике гораздо больше - всё разъяснят, разложат по полочкам.
Современная культура - это всегда живой и непредсказуемый процесс, и тут нащупывать дорогу "понимания" нужно самому. Во многом столкновение с этой непредсказуемостью - травматичный процесс, как когда-то для людей было шоком увидеть "Черный квадрат" Малевича, ставший ныне классикой.
Здесь нет ореола бесспорности и освоенности, который свойственен классике. Придётся прилагать усилия, вдумываться. Мне нравится одна метафора, придуманная не мной, она касается современного искусства. Традиционное, академическое искусство – это эскалатор, который везёт тебя сам. А современное можно сравнить с неработающим эскалатором. Когда ты встаёшь на него и вдруг понимаешь, что не едешь без собственных усилий, надо работать ногами, мышцами. Двигаться самому. Довольно благодатная практика, когда люди начинают напрягаться, когда спадает инерция восприятия. И не стоит забывать, что когда-то практически все вещи, которые мы сегодня считаем классическими, фундаментальными, повергали людей в такой же шок.