Каждое время воспитывает своих детей, формирует их для своих целей, в зависимости от того, какие ценности укоренены в обществе. На примере тоталитарных государств можно видеть, что идеология проникла очень глубоко в сознание людей, поэтому дети воспитывались в соответствии с этой идеологией. Это было характерно не только для национал-социализма Германии, но и для Италии, и для Советского Союза, где включенность в эту идеологию подразумевалась на протяжении всего существования человека, от его рождения и до смерти.
С точки зрения идеологического воспитания, конечно, гитлерюгенд и пионерская организация похожи. Идеология начинает формировать ценностные суждения и поведение ребенка. И получается, что один ребенок нам подходит, потому что он отвечает умственным и физическим критериям, предъявляемым к детям, он сильный, ловкий, смелый. А другой не подходит, потому что он слабый, хилый и нездоровый, что порочит представление, например, об истинном германце. Существовали специальные школы, которые готовили будущих идеологов и так далее. Это охватывало всю молодежь.
Если мы сравним это с советскими практиками 30-х годов со времен сталинизма, то очень многое будет похоже: увлеченность молодостью, особое внимание физическим данным и характеристикам, бесконечные парады физкультурников, милитаризованные игры на поиски врагов, потому что ребенок воспринимался как маленький солдат. Если завтра война, то он сразу пойдет воевать, и поэтому готовить его нужно в форме игры. Это было как в Советском Союзе, так и в Германии. Собственно, конец Третьего Рейха об этом ясно свидетельствует. Можно посмотреть фотографии, где подростки принимают участие в обороне Берлина. В последний выход Гитлера из бункера, он награждал Железными крестами бойцов гитлерюгенда, совсем еще подростков. С этой точки зрения, конечно, здесь есть параллель с пионерской организацией в том виде, в котором она существовала в 30-е годы.