Искусство можно рассматривать как один из видов познания действительности, как и науку, хотя искусство к этому не сводится.
Все виды искусства, а тем более искусство литературы, играют большую роль в познании мира.
Не случайно физик Эйнштейн находил для себя стимулирующие импульсы в произведениях Достоевского, а филолог Р. Якобсон в произведениях Матисса и Пикассо.
Но в целом первое познание мира в основном представлено наукой, второе – искусством.
Познание наукой более четкое, без глубины всех реалий и потенций мира. Познание же через искусство в той или иной мере нестабильно, потому что в нем огромную роль играет сам познающий.
Впрочем, элементы искусства есть и в науке, поскольку познание невозможно без познающего. Различие в том, какое из двух познаний к чему стремится. Научное познание пытается освободиться от познающего, от исследователя, намеревается сделать себя «объективным». Познание через искусство, наоборот стремится как можно сильнее вовлечь познающего в свой акт познания. В искусстве познающий (слушатель,зритель) творит вместе с автором или помимо автора, но по его «подсказке», вследствие чего в особенно высоких произведениях искусства бывает два и больше осмысления. И от этого познание мира приобретает еще большую ценность.
В эти формы включается «мораль», она тесно связанна и взаимодействует с ними. В большей степени с искусством.
Значительную часть содержания предметов искусства составляют моральные проблемы. Эти проблемы получают выражение в художественной форме, решаются путем раскрытия определенных жизненных ситуаций и конфликтов, столкновения противоположных начал. И в этом отношении люди воспроизводили и осмысляли моральные проблемы человека гораздо богаче, многостороннее и деликатнее, чем любая абстрактная теория или нравоучение. Это, конечно, не означает, что моральная проблематика исчерпывает содержание.
Художник, отражает стороны действительности, всегда, намеренно или ненамеренно, изображая их тенденциозно, завися от зрителя и морали,
в отличии от более независимой науки.