Гимназия - это школа с углубленным изучением предметов гуманитарного направления. Лицей - это школа с углубленным изучением предметов точного-технического направления. В простых школах как правило общеобразовательная программа, правда есть школы с углубленным изучением отдельных предметов.
Чисто юридически на данный момент ничем. Если по факту то, качеством образования (в том числе и средним баллом ЕГЭ), уровнем преподавателей, наличием каких-либо профилей подготовки и обучения.
В современных российских лицеях основная направленность на предметы физико-математического и информационно-технологического профиля. В гимназиях больше внимания уделяется гуманитарному, социально-экономическому и естественнонаучному циклу. Но это по документам, а в реальности часто не соблюдается.
Лицей – это такое учебное заведения, куда приходят осознанно, ведь главной задачей лицея является подготовка учащихся для поступления в ВУЗ, причем не какой-то там абстрактный, а совершенно конкретный. Тот, с которым у лицея заключен договор.
Гимназия, в целом, – это обычная школа с более глубоким походом к изучению основных предметов. Главной задачей гимназии является всесторонние развитие личности, помощь в поиске индивидуального пути, определение с выбором будущей специальности.
С точки зрения действующего в настоящее время Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" - ничем, кроме названия. Если до вступления этого закона в силу (то есть до 1 сентября 2013 года) наделение общеобразовательного учреждения статусом школы/школы с УИОП/гимназии/лицея являлось результатом государственной аккредитации этого учреждения, в то время как определение каждого из этих видов (в гимназии предполагалось углубленное изучение предметов гуманитарного профиля, в лицее - технического или естественно-научного, хотя на практике до столь четкого разделения было далеко) было закреплено в пункте 1 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196 (в настоящее время утратило силу), то теперь такое деление де-юре отсутствует: действующий ФЗ об образовании содержит только понятие "образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам общего образования", а процедура государственной аккредитации служит лишь подтверждением соответствия образовательной деятельности государственным образовательным стандартам (в новых свидетельствах даже нет графы, куда можно было бы вписать "гимназия/лицей"). В силу изложенного любую днищенскую школу можно на ура превратить в лицей; для этого достаточно решения учредителя (это может быть РФ, субъект РФ, муниципалитет, физическое/юридическое лицо). И некоторые уже воспользовались такой возможностью, ибо это прекрасно позволяет дурить головы родителям, многие из которых до сих пор верят в сакральность разницы между школой и лицеем/гимназией.