Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Чем отличается детское внимание от взрослого?

ПсихологияРазвитие ребенка+2
ирина м.
  ·   · 1,4 K
Студенческое психологическое сообщество  · 21 сент 2019  ·
stolp_psy

Начать следует с того, что внимание, как психический процесс, имеет свои этапы развития, и что внимание ребенка и внимание взрослого — два качественно разных процесса. Возрастное развитие внимания по идеям Л.С. Выготского представил А.Н. Леонтьев: по его мнению, "с возрастом внимание ребенка улучшается". Но что значит "улучшается"? По каким критериям это оценивается?

Первый критерий — кем опосредуется внимание — внешним агентом/средой или самим человеком. Маленький ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, поэтому родители помогают ему в этом, направляя за счет различных стимулов, то есть опосредованно. С возрастом, ребенок научается управлять вниманием сам.

Второй критерий — баланс и развитие произвольного и непроизвольного внимания, начиная с рождения. Давайте перечислим этапы:

  1. Первые недели-месяцы жизни, когда преобладает непроизвольное внимание в виде врожденного ориентировочного рефлекса.
  2. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
  3. Развитие произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет (~ 2 года).
  4. Достаточно хорошее развитие первоначальной формы произвольного внимания — умение не просто манипулировать предметом, а выполнять простейшие действия. Например, зачерпывать совочком песочек (~ 2-3 года).
  5. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. Например, играть по правилам, сформулированным взрослым, слушать интересный рассказ или учиться читать (~ 4-5 лет).
  6. К концу дошкольного возраста ребенок приобретает некоторый опыт в управлении вниманием самостоятельно (~ 5-6 лет).
  7. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

То есть внимание взрослого произвольное, мы сами можем им управлять, а у детей в разные этапы развитие оно непроизвольное или менее произвольное.

Третий критерий — длительность. Годовалые дети сохраняют устойчивое внимание на играх в среднем 14,5 минут, трехлетние до 27 минут, а пяти-шестилетние дети могут играть на протяжении 96-100 минут. Если младшие дошкольники рассматривают картинку 6-7 секунд, то старшие дошкольники тратят на те же картинки 12-19 секунд времени.

Четвертый критерий — объем. В дошкольном возрасте происходит расширение объема внимания и рост его устойчивости при формировании произвольного внимания. Расширение объема внимания проявляется в том, что ребенок старшего дошкольного возраста может воспринять уже более одного предмета, однако у четырех-шестилетних детей объем внимания еще недостаточен для различения сложных или малоотличимых друг от друга объектов (например, буквенных или цифровых знаков).

Суммируем все критерии: внимание взрослого и ребенка отличается по направленности опосредования (извне или изнутри), по произвольности, длительности и объему.

Степенью проникновения в суть