Начать следует с того, что внимание, как психический процесс, имеет свои этапы развития, и что внимание ребенка и внимание взрослого — два качественно разных процесса. Возрастное развитие внимания по идеям Л.С. Выготского представил А.Н. Леонтьев: по его мнению, "с возрастом внимание ребенка улучшается". Но что значит "улучшается"? По каким критериям это оценивается?
Первый критерий — кем опосредуется внимание — внешним агентом/средой или самим человеком. Маленький ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, поэтому родители помогают ему в этом, направляя за счет различных стимулов, то есть опосредованно. С возрастом, ребенок научается управлять вниманием сам.
Второй критерий — баланс и развитие произвольного и непроизвольного внимания, начиная с рождения. Давайте перечислим этапы:
То есть внимание взрослого произвольное, мы сами можем им управлять, а у детей в разные этапы развитие оно непроизвольное или менее произвольное.
Третий критерий — длительность. Годовалые дети сохраняют устойчивое внимание на играх в среднем 14,5 минут, трехлетние до 27 минут, а пяти-шестилетние дети могут играть на протяжении 96-100 минут. Если младшие дошкольники рассматривают картинку 6-7 секунд, то старшие дошкольники тратят на те же картинки 12-19 секунд времени.
Четвертый критерий — объем. В дошкольном возрасте происходит расширение объема внимания и рост его устойчивости при формировании произвольного внимания. Расширение объема внимания проявляется в том, что ребенок старшего дошкольного возраста может воспринять уже более одного предмета, однако у четырех-шестилетних детей объем внимания еще недостаточен для различения сложных или малоотличимых друг от друга объектов (например, буквенных или цифровых знаков).
Суммируем все критерии: внимание взрослого и ребенка отличается по направленности опосредования (извне или изнутри), по произвольности, длительности и объему.
Степенью проникновения в суть