Продолжаем разговор. Дошел черед до строгановских памятников. Иногда это явление выделяют в самостоятельную стилевую линию, называют "строгановским барокко". Это не совсем верно, ибо строгановские постройки органично встраиваются в общий ряд нарышкинской архитектуры, если ее понимать широко, именно как общий стиль времени (ну или стиль элиты), а не только заказы семьи Нарышкиных. В то же время очевидно, что строгановские храмы обладают заметным своеобразием, выдающим использование более широкого круга западных источников декоративных форм и мотивов. Строгановские мастера более цитатно и одновременно более грамотно используют набор маньеристических элементов, складывая их в замысловатые и всегда роскошные коллажи. На фоне остальных нарышкинских построек строгановские выделяет особая изощренность декора, сложность его композиции и внимание к мельчайшим его подробностям, сделанным с почти ювелирным качеством.
Григорий Дмитриевич Строганов (1656-1715) был богатейшим после царей человеком Московии, его владения на Севере (Соль Вычегодская, Устюжна) и Урале (Усолье) по территории и количеству душ превосходили любую из боярских вотчин. Вдали от Москвы Строгановы чувствовали себя почти полноправными государями своих земель, держали собственное войско. Исключительный и полный контроль над соляным промыслом позволил семье, вышедшей из низов, сравняться по положению с самой родовитой аристократией. В конце 17 в. все богатства семьи сосредоточил в сових руках умный и энергичный Григорий, поддержавший Петра в его преобразованиях не только словами, но и делами, в первую очередь финансовыми вложениями. Главная усадьба Строганова была в Нижнем Новгороде (с 1703 г. - в Москве), а усыпальницей ближайших родственников стала Троице-Сергиева лавра. Каменное строительство Григорий Дмитриевич вел практически во всех местах, где были его интересы, как жизненные, так и деловые. Строганов первым распространил новый архитектурный стиль далеко за пределы Москвы и ее окрестных вотчин. Его церкви возводятся в Сольвычегодске, Устюжне, Нижнем Новгороде. Сыновья строят храмы в Усолье и Устюге. Строгановские постройки появляются также в Москве и Троице-Сергиевом монастыре. Так что география строгановского стиля беспрецедентно широка.
Строгановский стиль
Внутрестилевые течения
Московское барокко в своем классическом варианте представляет собой стилистически довольно однородное явление. Вне зависимости от географического расположения художественные элементы оформления — ордер, обрамления оконных и дверных проемов — следуют стандартной модели и потому легко узнаваемы.
Однако существует несколько групп зданий, имеющих существенные отличия от основного направления, но не выходящих за пределы стиля. Направления обязаны своим появлением, главным образом, вкусам конкретных заказчиков.
Основная статья: Строгановское барокко
В первую очередь это относится к постройкам, возводимым по заказу крупного промышленника Строганова в Приуралье. Для построек этой группы характерна их относительная локальность. В художественном плане архитектура строгановских зданий сравнительно с московскими памятниками более насыщена декоративным оформлением, элементы ордера имеют иногда даже более классический облик, чем в Москве, что позволяет выделить это направление как «строгановский стиль».
Основная статья: Нарышкинское барокко
Входной портал палат Нарышкиных в Высокопетровском монастыре
В нарышкинскую группу входит группа церквей конца 1680-х — начала 1690-х гг., появление которых с большой степенью вероятности можно связать с воцарением Петра I. Церкви этой группы были выстроены по заказу одного из ближайших родственников Петра I по материнской линии — боярина Льва Кирилловича Нарышкина.
В более широком смысле под нарышкинским стилем подразумеваются все здания «московского барокко», построенные по заказу Нарышкиных (по аналогии со «cтрогановским стилем»). Однако эта группа стилистически разнородна. Нарышкинские церкви типа «восьмерик на четверике» созданы первоклассным мастером (мастерами), сооружавшим ранее по заказу царевны Софьи колокольню Новодевичьего монастыря (1690), мастерски выполненные аттики и гребни восходят к оформлению церкви Воскресения в Кадашах (1687). В то же время палаты Нарышкиных в Высокопетровском монастыре, задуманные незаурядным мастером, имеют оформление гораздо грубее, используются иные художественные приемы.
Суммируя, можно сказать, что в постройках Нарышкиных была как бы подхвачена и нашла свою кульминацию магистральная линия развития московского барокко, заложенная еще при царевне Софье и её ближайшем сподвижнике князе В. В. Голицыне.