Модерн смел, созидателен, оптимистичен, жизнеутверждающ- это интересно!
Постмодерн трактует жизнь как трусливое, бессмысленное, убогое существование...это жалкий, деградирующий распад неспособных что либо созидать своё, питается цитатами...скучно ...
Похоже вы мало читали классики 19-20 века. ))
Как любая культура, что породило огромное количество разного искусства, со временем находит перед собой контркультуру. С модерном и постмодерном такая же ситуация.
Модерн говорит нам:
"мир странный, непонятный, но возможно в нём есть смысл. И мы хотим познать это!"
Это Ахматова, Пруст, Старик Хем и так далее (если из литературы).
Постмодерн говорит нам:
романтика у тебя в голове, всё у тебя в голове, да может и головы тоже нет и ты сам у себя в голове? мир - пустота. да и похер на него, пойдём бухать.
Это Берроуз, Воннегут, Ерофеев, Пелевин...
Но нет постмодерн это не только отрицания смысла, это нахождения смысла в его отсутствие. так называемое "любование пустотой". У постмодерна есть основные приёмы, что он использует. И анализируя эти приёмы, можно понять, что постмодерн является НАДкультурой.
Он состоит из иронии, чёрного юмора, интертекстуальности (отсылки к произведениям прошлого), фабуляция, метапроза, технокультура и так далее.
То, что кажется пародией на какую-нибудь "Илиаду", на самом деле может является переосмыслением философии прошлого, и как платформа для будущего.
Об этом постмодерн.
"Что общего у ворона и конторки?!" Модерн - это стиль, в котором творили не только архитекторы но и художники, музыканты, модельеры, На западе этот стиль называется - Ар-Нуво, Сецессион.... Модернизм, с которым часто путают модерн - не считая свободной планировки максимально далеко отстоит от идей модерна - чистое превалирование функции, полностью лишенное эмоций и декора.... Постмодернизм в архитектуре - заигрывание с историческими прототипами с классическими композициями , с трансформациями смыслов, размеров и пр.
А постмодерн это вообще философия, точнее " одно из главных понятий современной социальной теории" - да, связанное с ПостМодернизмом, но опосредованно.... А наиболее внятно из того что в доступе эти перипетии описаны в Истории Архитектуры Чарльза Дженкса...
Модерн серьезен, он оперирует «настоящими вещами». Он верит в прогресс: старый мир всегда можно отличить от современного. Здесь разумный человек наделяет реальность смыслом и изменяет её под свои задачи. Великие идеи, которыми мы продолжаем пользоваться сегодня: либерализм, социализм, национализм или феминизм, — это наследие модерна.
Постмодерн теряет веру в серьезность. Всё, что нам доступно теперь, — это цитаты, ироничное склеивание обрывков фраз. Ничего нового и серьезного сказано быть не может, потому что «новое» и «серьезное» — это просто слова. Для постмодерна смысл — не более чем игра знаков. Проще всего это пояснил Умберто Эко. Юноша уже не может сказать девушке «я тебя люблю», он выглядит нелепо. Ему следует избрать цитирование: «И как сказал бы поэт, я тебя люблю».
Модерн и постмодерн – это исторические эпохи, каждая из которых имеет свои конкретные характеристики. В этом смысле разговор о постмодерне стал возможен только потому, что модерн как историческое время закончился. Однако исторические эпохи не равны философии и шире – мировоззрению. В эру постмодерна как эпистемологические категории и, если угодно, идеологии в широком смысле возможны как модернизм, так и постмодернизм. Скажем так, в условиях «позднего капитализма» уже невозможен модернистский капитализм. Вместе с тем, в момент буйства популярной культуры, стирания границ, постоянного воспроизводства стилей, возвышения иронии парадоксальным образом сохраняются в лучшем смысле слова старомодные культурные иерархии, высокая культура все еще ограничивает – и весьма успешно – себя от низкой, не желающие экспериментировать в мешапе придерживаются строгости, а многие не приемлют иронию и уж тем более самоиронию. Так что дело в том, что сегодня господствует постмодернизм, а в том, что в ситуации постмодерна, пришедшего на смену модерну, «постмодернизм» вынужден сосуществовать с «модернизмом».
Сначала о терминах: во второй половине 20 века в западном капиталистическом обществе произошли некоторые фундаментальные изменения, которые потребовали нового описательного языка/терминологии. В результате появились понятия "постиндустриальное общество", "сетевое общество", "постмодерн" и т.д., при чем говорилось именно о новом состоянии общества: знаменитая книжка Ж-Ф Лиотара называлась "Состояние постмодерна". Отдельно говорилось и о постмодернизме как культурном процессе, но это отдельная тема.
Постмодерн стал широко популярен, но уже в 70-80 сам термин стал подвергаться критике как не релевантный: стали говорит о том, что модерн не исчерпал пока свой ресурс, поэтому мы живём при позднем/текучем/high modernity и т.д., при этом никто не оспаривал серьезность изменений в социально-экономическими укладе, науке и культурной жизни.
Сами же изменения сводились к:
2) Связанный с этим переход к потребительской экономике и появление потребительского общества.
3) Либерализация частной жизни: распад больших и малых социальных групп и окончательное появление индивида. Постепенное отмирание старых классов и возникновение новых (например прекариат), общество равных возможностей (это в итоге привело к уравниванию гендерных прав, однополым бракам и т.д.)
4) Размывание или уничтожение "бинарных оппозиций" (правильно/неправильно, хорошо/плохо, etc.). То что Бек называл господством экспертного мнения над научным.
И ещё много-много всего.
Термин "постмодерн" в социальной теории до сих пор используется, но например англичане больше любят reflexive modernity.
Ура, вот и культурология мне наконец пригодилась. Переписываю со своих таблиц.
Модернизм.
Этот период характеризуется перестройкой традиционного типа искусства, не выработан язык авангарда, художники вынуждены сами объяснять основные постулаты своей позиции. Зародившийся в конце XIX века в странах Западной Европы - Австрии, Бельгии, Германии - новый стиль (югенд-стиль, модерн и т. д.) быстро распространился в России. Этому способствовали, с одной стороны, экономические связи между странами, а с другой - издания, освещавшие вопросы искусства и архитектуры. Несмотря на недолговременность своего существования, модерн в той или иной степени проявился во всех видах изобразительного искусства, что способствовало эстетизации быта. Но настоящую революцию модерн произвел в архитектуре. Он осуществил такой принцип формообразования архитектурной системы, как ее органичность, единство полезного и прекрасного. Ранее этот принцип был воплощен в архитектуре средневековья. В противоположность принципу проектирования снаружи внутрь, господствовавшему в XVIII - XIX веках, модерн исходит из необходимости организации внутреннего пространства, поисков оптимальной планировочной структуры здания, определяющей его объемно-пространственное решение и соответствующие внешние формы, что привело к преобладанию асимметричных свободных форм зданий, обогащенных функционально целесообразными элементами - эркерами, балконами, лоджиями, башнями.
Постмодернизм – эстетический переворот, который произошел в Европе в 60-70 годы. Это не стиль, это цитирование известных образцов, но в манере намеренного бреда и главная характерная черта – эклектика (соединение различных элементов – Восток, Запад, Африка, европейская культура). Такой путь ставил на одну грань точку отсчета и точку высшего развития (европейская цивилизация). Постмодернизм – результат студенческих движений, это была реакция на потребительское общество. Они пытались привнести в безыдейное общество новую сверхидею. Подлинного художника в мире окружают враги, таким образом, постмодернизм – форма эстетического бунтарства и был озвучен идеей новой сексуальной революции и новой чувственностью. И модернизм, и постмодернизм не могут претендовать на широкую популярность, то есть возникали они как элитарные, тем не менее, модерн и постмодерн стали тем этапом в развитии культуры XX века, которые не только обозначили все его болевые точки, но и стали тем искусством, которое соединило эпоху XX века с позабытым в суете Вечным.
представители модернизма - Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье
Представители постмодернизма - Борис Акунин, Владимир Набоков, Умбэрто Эко и др..
Порекомендую лекцию Александра Дугина «Постмодерн и постмодернизм», в которой он очень подробно и ярко объясняет различия между премодерном, модерном и постмодерном: youtube.com
Основная мысль такова. Все эти понятия описывают парадигмальные сдвиги мировосприятии западной культуры. Для общества премодерна мир понимался как связь между богом, человеком (субъектом) и природой (объектом). Для общества, сформировавшегося в Новое время, бог исчез, и остался только субъект и объект, наступила эпоха модерна. Но со временем возникло отрицание и самого субъекта, как предельной сущности, через которую можно понять и объяснить мир. Наступила эпоха постмодерна, как логическое завершение того нигиличтичесого импульса, из которого возник модерн. Вместе с отрицанием субъекта произошло отрицание и всех остальных общностей, таких как тело, пол, этнос и т.д. Мир стал осознаваться как нечто замкнутое на самое себя, как бесконечная коммуникация, как хаотический набор элементов, не подчиняющихся никакому порядку и не выстраивающихся ни в какую иерархию.
Постмодерн — это не состояние, а процесс, все больше и больше рассеивающий мир. Какие-то общества или их фрагменты до сих пор находятся в стадии премодерна или модерна. А в каких-то пространствах посмодерн уже наступил и стал доминантной парадигмой.
Модернизм и постмодернизм — это отражения вышеописанных парадигмальных сдвигов общественного сознания в искусстве.
Модерн стремился не просто к описанию реальности, но к моделированию ее, желая стимулировать развитие осмысленных поступков - как индивидуальных, так и коллективных. Природа модернистского мировоззрения лучше всего описывается двумя формулами, между которыми модернизм не видит противоречия: это формула Сократа ("знание есть добродетель") и формула Бэкона ("знание есть сила"). Таким образом, "разум", "могущество", "добро" составили монолитную основу этоса модерна.
Доминанты постмодернизма иные. Главным образом это ирония и деконструкция (расслаивание и декомпозиция всего, что выглядит целостным, внушительным и подлинным). Постмодернизм - это мир кавычек, отображающих глубоко эшелонированную условность любого утверждения о реальности. Реальность всегда представляется полемичной, и единственная константа - это множественность описаний этой самой "реальности". Деконструкция как способ мышления и познания не уничтожает ни одно из утверждений о реальности, а разбирает и раскладывает их на прото-элементы, чтобы сделать очередную рекомпозицию.