Смотреть надо на систему образования, и на саму информационную среду: наука, СМИ. Точнее на ее доступность для всех жителей страны, ну и само-собой на содержание предметов. Как система образования работает, такие и жители. Под системой образования подразумеваем, что она включает в себя не только детские сады, школы, ВУЗы, но и наличие и доступность источников самообразование, наличие и качество СМИ, развитость науки, да и вообще информационная среда. Для примера возьмем село 200 лет назад. Монополией на подачу и интерпретацию любой информации обладала церковь, с развитием альтернативных точек зрения: газеты, журналы, интернет, церковь утратила монополию и возможность манипулировать мнением прихожан. Сейчас же идет обратный процесс: нежелание людей думать и разбираться во многих вещах, ухудшение качества образования, информационное давление на людей, не умение ориентироваться в потоках информации провоцирует различные нехорошие культы и явления. Так что вопрос не в бедности страны, а в желании властей управлять-манипулировать обществом, а для этого необходимо закрыть доступ к знаниям большей части населения. Это можно делать разными способами: насаждением различных культов, брать плату за образование, наоборот выливать множество информации на людей, чтобы они не могли понять что истина, а что ложь, сделать образование для элиты и для быдла раздельным и т.п.