Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Чем актуален Аристотель сегодня?

ФилософияАристотель
Татьяна К
  ·   · 5,4 K
Философия, религиоведение, цифровые гуманитарные...  · 11 мар 2019  · academia.fzrw.info

Прежде всего, Аристотель заложил основы логики, которыми мы пользуемся до сих пор.

В этике он сформулировал концепцию, определяющую добродетель как среднее (например, смелость - это среднее между трусостью и безрассудством, финансовое благоразумие - это среднее между жадностью и расточительностью и т.д.). 

Я называю серединой вещи то, что равно удалено от обоих краев, причем  эта [середина] одна и для всех одинаковая. Серединою же по отношению к  нам я называю то, что не избыточно и не недостаточно, и такая середина  не одна и не одинакова для всех. Так, например, если десять много, а два  мало, то шесть принимают за середину, потому что, насколько шесть  больше двух, настолько же меньше десяти, а это и есть середина по  арифметической пропорции. Но не следует понимать так середину по отношению к нам. Ведь если  пищи на десять мин много, а на две — мало, то наставник в гимнастических  упражнениях не станет предписывать питание на шесть мин, потому что и  это для данного человека может быть [слишком] много или [слишком] мало. Для Милона этого мало, а для начинающего занятия — много. Так и с бегом и  борьбой. Поэтому избытка и недостатка всякий знаток избегает, ища  середины и избирая для себя [именно] ее, причем середину [не самой  вещи], а [середину] для нас. Если же всякая наука успешно совершает свое дело таким вот образом, т. е. стремясь к середине и к ней  ведя свои результаты (откуда обычай говорить о делах,  выполненных в совершенстве, «ни убавить, ни прибавить», имея в виду, что  избыток и недостаток гибельны для совершенства, а обладание серединой  благотворно, причем искусные мастера, как мы утверждаем,  работают с оглядкой на это [правило]), то и добродетель, которая, так же  как природа, и точнее и лучше искусства любого [мастера], будет,  пожалуй, попадать в середину. Я имею в виду нравственную добродетель, ибо именно она сказывается в  страстях и поступках, а тут и возникает избыток, недостаток и середина.  Так, например, в страхе и отваге, во влечении, гневе и сожалении и  вообще в удовольствии и в страдании возможно и «больше», и «меньше», а и  то и другое не хорошо. Но все это, когда следует, в должных  обстоятельствах, относительно должного предмета, ради должной цели и  должным способом, есть середина и самое лучшее, что как раз и  свойственно добродетели. Точно так же и в поступках бывает избыток, недостаток и середина.  Добродетель сказывается в страстях и в поступках, а в этих последних  избыток — это проступок, и недостаток [тоже] {не похвалят}, в то время  как середина похвальна и успешна; и то и другое между тем относят к  добродетели. Добродетель, следовательно, есть некое обладание серединой; во всяком  случае, она существует постольку, поскольку ее достигает

Аристотель подчёркивал важность деятельностной, активной природы добродетели (добродетель определяется поступками, которые человек совершает, а не его намерениями). При этом добродетель напрямую связывается Аристотелем с счастьем человека: тот, кто добродетелен и совершает добродетельные поступки, счастлив ("счастье — это некая деятельность души в полноте добродетели"). Добродетельный поступок в этом смысле совершается ради самого себя, а не ради дополнительной выгоды.

Подобно тому как  на олимпийских состязаниях венки получают не самые красивые и сильные, а  те, кто участвует в состязании (ибо победители бывают из их числа), так  в жизни прекрасного и благого достигают те, кто совершает правильные  поступки. И даже сама по себе жизнь доставляет им удовольствие.  Удовольствие ведь испытывают в душе, а между тем каждому то в  удовольствие, любителем чего он называется. Скажем, любителю коней —  конь, любителю зрелищ — зрелища, и точно так же правосудное — любящему  правое, а любящему добродетель — вообще все, сообразно добродетели.

Наконец, Аристотель разработал вполне прагматическкую политическую теорию, в которой определил государство как результат разумного диалога между людьми, людей - как "политических животных" (т.е. животных, склонных к построению государства), а цель государства - как благополучие граждан.

Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и  первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее  благо. Человек, нашедший свое завершение, – совершеннейшее из живых  существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, – наихудший  из всех, ибо несправедливость, владеющая оружием, тяжелее всего; природа же дала человеку в руки оружие – умственную и нравственную  силу, а ими вполне можно пользоваться в обратную сторону. Поэтому  человек, лишенный добродетели, оказывается существом самым нечестивым и диким,  низменным в своих половых и вкусовых позывах. Понятие справедливости  связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения.

Государство для Аристотеля - это союз разных людей (с разными идеями, характером, знаниями и навыками), объединённых коммуникацией, которые совместными усилиями решают задачи более глобальные, чем они могли бы ставить и решать в одиночку. Иными словами, единомыслие и однородность в государстве - это плохо, поскольку оно подтачивает главное преимущество государства, состоящее в его способности объединять ради общих целей разных людей.

Можно сказать, что эти идеи Аристотеля, которые, по сути, суммировали опыт классической античной демократии, заложили основу наших представлений о демократическом обществе.

Мои доклады и лекции на YouTubeПерейти на youtube.com/c/StanislavPanin
Анатолий, вы назвали ряд открытий Аристотеля и могли назвать еще многие другие, поскольку Аристотель был энциклопед... Читать дальше
Вообще не эксперт Просто люблю поболтать  · 11 мар 2019
Аристотель был  учителем   Александра   Македонского и всю жизнь считал , что следует образовывать ( давать образование  , как правильнее? )правителя   страны   в  целях улучшения    жизни  народа , под конец   жизни  он пришел... Читать далее
профессор, доктор экономических наук ,общественные...  · 13 мар 2019
До сих пор не отмеченное, но имеющее сейчас очень большую актуальность различие между экономикой и хрематистикой. Экономика- это реальное ведение хозяйства, которое было недавно в нашей стране и называлось социализмом.... Читать далее