Не совсем понятно, что подразумевается под "оправдать". Оправдывают обычно поступки. Возможно автор вопроса подразумевает, что исходным посылом возникновения понятия души, была попытка как -то формализовать сущность человека, выделить ее как нечто, существующее независимо от остальных слагаемых его "внутреннего мира".
Субличности -- некие отдельные, в известной степени самостоятельные образы человека, вторичные личности. Причем, самостоятельные настолько, что создают возможность внутренних диалогов. Однако, относить к ним и понятие души -- некорректно.
Дела обстоят как раз "с точностью до наоборот".
Субличности, суть порождения фобий, комплексов, опыта, каких-то переживаний, стрессов, верований и пр..
Соответственно, они могут изменяться, появляться и исчезать. Более того, их можно даже уничтожить.
Душа же является личностью изначальной, подлинной и неуничтожимой.
С появлением понятия души решалось сразу две задачи: внешняя, то есть человек выделялся из животного мира. И внутренняя -- приобретенное, вторичное, "мирское", "суетное" отделялось от первичного, истинного, изначально человеку присущего. Именно с этих позиций, кстати, действовала инквизиция. Т.е. сжечь все наносное, грязное, мирское и тем очистить, спасти изначальную божественную сущность.
Что до материалистических позиций - душа как таковая не существует, а человек из животного мира выделяется исключительно разумом, сиречь умением делать логические выводы, прогнозы и т.п.