Умнеют ли люди?
Мне кажется, что этот процесс, если он и происходит, то он никак не связан со временем проведённом в классных комнатах. Моя маманя ходила в школу полторы недели. Но была никак не глупее, чем её сын, который протирал штаны не в одном учебном заведении полтора десятилетия. Скорее всего, даже умнее. И уж бесспорно - мудрее.
Да и что мы означаем словом "умный"? Как эпитет и оценочное суждение - это одно. Это чисто субъективная оценка какой-то стороны интеллекта или даже характера. Сообразительный - это умный? Хлестаков сам про себя говорил: "Лёгкость в мыслях необыкновенная!" Он самый умный в пьесе? Хитрый, пронырливый - это тоже "умный"?
Или "умный" это объективное количественное измерение чего-то? Тогда это IQ. Вещь не однозначная. Да и как сопоставить нынешнее анкетирование с успехами наших предков?
Другой разговор: увеличение и обогащение интеллектуального инструментария человечества и и овладение этим инструментарием конкретного сабжа. Умение читать, считать, пользоваться справочниками, грамотно, а потому - продуктивно, рефлексировать - это всё инструменты. И ничего больше.
Инструментарий этот увеличивается с большой быстротой. Чтобы справиться с валом информации, методологами разработана концепция "системного мышления", а с валом самых разных дел - концепция "проектной культуры". Вот этими навыками, конечно, должен владеть каждый, кто не хочет, чтобы его интеллект увяз в прошлом. Но школа, к сожалению, такому в России не учит.
Я не даром вспомнил ещё один эпитет, который часто стоит рядом со словом "умный" - "мудрый". Не нужно много ходить в школу, но нужно долго прожить, чтобы уметь слушать и слышать, смотреть и видеть, во-время говорить и молчать, а самое главное - думать. Или, если это грамотно обозначить: продуктивно рефлексировать.
Это идеальный ответ.
А вы и вправду эскапист
Советую посмотреть фильм "Идиократия", четкий ответ на Ваш вопрос.
Почему умных становится меньше, а не умных - больше, и чем чревато это для будущего поколения.