Сейчас уже появилось огромное количество конспирологических теорий о такой активной кампании Роскомнадзора совместно с ФСБ против Телеграма. Одна из версий — Роскомнадзор проводит массовые учения по блокировке IP-адресов Google, Amazon и других компаний для того, чтобы понять, насколько уязвимы инфраструктура российского интернета, российские компании, сайты госорганов и все прочее. С этой точки зрения для Роскомнадзора практика была успешной.
Проблема в том, что такая политика причиняет огромный ущерб всей цифровой экономике, электронной коммерции. Огромное количество веб-сервисов пострадало, не говоря уже о пользователях. С точки зрения эффективности — сказать, что Телеграм перестал работать нельзя, он работает у всех, кому надо, и, естественно, никакой просадки в трафике особенно не испытывает.
Технологически Роскомнадзор не очень подкован, и возможностей тотальной блокировки у него нет, несмотря на наличие полной правовой базы для требования юридического ограничения доступа к сервису на территории России. Никаких средств технической реализации не существует. Шесть месяцев назад вступил в силу закон о запрете VPN, но никакого правоприменения по нему нет. Соответственно, эти меры в отношении прокси и VPN не применяются. В ручном режиме Роскомнадзор, конечно, пытается управлять ситуацией, но у него ничего из этого не выходит.
За эти несколько дней был нанесен существенный экономический ущерб. Дымка над полем боя не рассеялась, чтобы понять, сколько пострадало предпринимателей. В случае исков от них, позиция Роскомнадзора будет банальна: они начнут ссылаться на решения Генеральной прокуратуры, которыми уже пытаются легитимизировать происходивший беспредел. Они будут настаивать, что всего лишь исполнители и самостоятельных решений не принимали.
На данный момент - ничего не добились. Заблокировали много нужного и полезного, а телеграм по-прежнему работает. Пусть Роскомнадзор сам себя заблокирует, это больше пользы принесет.