Вопрос этот поднимается довольно часто. В Евангелии нет упоминаний о смехе или улыбке Христа, хотя вообще-то Он проявлял эмоции: плакал о духовной гибели Иерусалима, прослезился у гроба Лазаря, которого Сам же через несколько минут воскресил, скорбел о жестокосердии фарисеев и даже удивлялся сильной вере римского сотника. При этом нельзя сказать, что Он осуждает положительные эмоции. Так, Он призывает радоваться и даже веселиться о своей награде на небесах. О смехе Он отзывается жестче: смеющиеся ныне будут плакать позже. Видимо, имеется в виду, что за беспечность, реальную или напускную, которой смех и характеризуется (собственно, одна из задач смеха – как раз снять напряжение), рано или поздно придется расплачиваться.
Тем не менее сказать, что чувства юмора у Христа не было, нельзя. В качестве примера можно привести историю, рассказанная в Евангелии от Иоанна (9-я глава), об исцелении слепорожденного. Однажды в субботу (это важно) Христос дарует зрение слепому от рождения человека. Для этого Он, плюнув на землю, делает из плевка и пыли мазь, которой исцеляет слепца. Постоянные оппоненты Иисуса Христа, фарисеи, разворачивают бурную деятельность по дискредитации этого чуда. Сначала они пытаются у родителей бывшего слепого и его самого выяснить, было ли это на самом деле – факты вопиют: слепой прозрел. Потом они начинают доказывать, что благочестивый человек ни за что не стал бы нарушать субботу и делать какие-то мази. Все заканчивается ничем – фарисеи получают еще одно доказательство «нечестия» Иисуса, а слепец признает Его Сыном Божиим.
Лично мне долгое время был непонятен этот сюжет. Зачем вообще Христу, Самому Богу, ставшему человеком, нужна была эта демонстрация? Он же мог исцелить просто прикосновением или словом.
Оказывается, в это время между иудеями шла полемика: какую работу можно выполнять в субботу? В конечном итоге был сформулирован необходимый минимум, в том числе нельзя лепить ничего, превосходящего размер маслины. Понятно, что плевок – меньше маслины. И понятно, что спор – даже не схоластический, а просто грубо буквоедский. Христос откровенно осмеивает этот формализм.
Так что чувство юмора у Него, на мой взгляд, было. Просто оно не было грубым, навязчивым, резко бросающимся в глаза. Шутил Он тонко, скорее ситуациями, чем словами.
Исцеление слепорожденного . конечно, сложно юмором в общепринятом смысле. Думаю в реальной жизни там было всем не до смеха.
Безусловно, Иисус умел шутить! Самая лучшая шутка так велика, что мало кому заметна. Иисус учит никогда не мстить, не отвечать злом, а любить в ответ. И тех, кто не усвоил этот урок прощения, он сожжет заживо.