О существовании таких культур ничего неизвестно.
Некоторое время назад СМИ распространяли новость о найденном "народе без бога". Однако всё, что доступно для чтения на русском, очень поверхностно и с восторженным уклоном.
Речь об индейцах пираха, изолированном племени 300-700 человек.
У них нет понятия времени, нет счета, нет собственности и искусства.
Они считают, что заснувший просыпается новым человеком, поэтому стараются только дремать.
Работавший с ними миссионер Дэниел Эверетт сам разочаровался в христианстве и стал приверженцем их образа жизни.
Он написал о них книгу. У них нет понятия бога. По крайней мере СМИ интерпретировали его книгу так.
Эта история атеистами была поднята на знамя как доказательство существования культуры без религии. Не обсуждая сложность этой культуры, надо сказать, что примитивная религия существует и в этой культуре. Пираха используют амулеты, верят в духов, которые воплощаются в людей, зверей и вещи. Индеец запрещал миссионеру ходить в джунгли, так как некий дух живущий над облаками (sic!) его убьет.
По этой ссылке коротко: newsru.com
Здесь более подробно с источниками: wikipedia.org
Относительно китайцев -- в целом китайскую культуру исторически и в современности никак нельзя назвать безрелигиозной. Формально безрелигиозной считалась новая историческая общность -- советский народ. Это не означает, что наши народы были и правда безрелигиозными, что религия не играла роли в формировании культуры. Взять и вычеркнуть тот же буддизм из культуры Китая -- возможно ли это?
С другой стороны, буддизм как раз-таки и является религией, в которой нет бога (во всяком случае не было изначально)
Александр Артамонов, Вообще-то, в буддизме - даже изначально - были боги. Все :=). И остаются. Просто буддизм (исходный) - учение о том, как себя вести в этом мире (со всем, что в нём есть, включая богов), чтобы из круговращения этого мира выскочить.
Александр Артамонов, Вот Ваша пометка в скобках весьма существенна! Когда мы говорим о буддизме как "религии без Бога" - надо быть осторожным, это касается только философии Тхеравады. А вот в философии махаяны, и особенно ваджраяны, происходит возврат к концепции пантеизма в его индийской модификации - это учение о дхармакае ( "теле Закона" Будды) - японская школа Сингон, или же Адибудды (школы тибетского буддизма), суть которого в том, что Будда в теле Закона существует предвечно, и эманации его энергии, накапливаемой в процессе перманентного созерцания, творят формы всего мироздания. Иными словами, мироздание - это тело Вселенского Будды, пребывающего в непрерывных метаморфозах и при этом остающимся неизменным.
Читаем вопрос. "народ, не создававший своих богов и религию".
И как, те, кто пришел в своё время к буддизму, не создавали до этого и после этого своих богов и религию?
То, как быстро буддизм и атеизм (подразумевается государственный атеизм в СССР) обзавелись религиозной частью, не наталкивает ни на какие мысли? Можно ли считать народы в которых короткое время лишь распространялись якобы безрелигиозные системы безрелигиозным?
Это, знаете, как вопрос, существует ли в природе вода без растворенных в ней веществ. Да, существует -- у ученых в лаборатории дистиллированная. Согласен, только об этом ли вопрос?
Пардон, буддизм это религия без бога ровно в той же мере, что любое многобожие. Сверхъестественные существа, благие или злобные, в буддизме есть. То, что божки переименовались в локапал и боддхисатв, мало что значит.
"Взять и вычеркнуть тот же буддизм из культуры Китая -- возможно ли это?"
Ну, положим, именно буддизм в Китае вычеркнуть можно. Вернее, докопаться до исторического периода когда его еще не было.
А вот культ поклонения предкам - совсем другое дело. Он там походу был всегда, и останется еще очень надолго. :)
Что-то в этом роде говорили советские антирелигиозные пропагандисты, но они приводили в пример не столько отсталые племена, представители которых верят в богов или хотя бы духов, сколько древнейших людей, которые по сути еще не были людьми. Ведь даже у наших древних родственников -неандертальцев были религиозные верования, хотя ряд ученых оспаривает это предположение. Другое дело, что древние люди могли не иметь внятных религиозных представлений, не говоря о понятии Бога или богов как личности (личностей).
Не все религии вообще богов предполагают, буддист бы здесь сказал, что у них религия, но без веры в бога или богов, и без веры в наличие души. Вообще отсутствие или наличие богов не важно для буддистов в принципе, особенно для буддизма малой колесницы. Архаичные шаманские религии верят в духов, а духи вовсе не боги, в даосизме нет личностного бога, в тенгрианстве бог очень пантеистичен, как образ неба...не понятно считать его богом или нет в европейском смысле слова бог, в общем зависит от определения.
А как эти племена объясняли существование мира вокруг, стихию, и прочие природные явления?