РЖД - не монополия. Она участвует в конкурентной борьбе с другими перевозчиками. И, к сожалению, начинает проигрывать им. Всё больше пассажиров уходит на самолёты и автобусы. Что же насчёт грузоперевозок... тут всё сложнее. Во-первых, что касается предоставления вагонов, то здесь уже есть конкуренция. Собственных вагонов у РЖД уже практически не осталось - если не считать дочерней "Федеральной грузовой компании". А вот услуги инфраструктуры и тяги до сих пор предоставляет только РЖД. Построить альтернативную инфраструктуру - ни один частник не возьмётся. Поскольку слишком дорого, и с возвратом таких инвестиций слишком тяжело. Допустить на сеть других владельцев локомотивов... надеюсь, этого не случится - тогда бардака на сети станет ещё больше, а его уже и без того выше крыши.
Во-вторых, есть другой вариант, практикующийся в США и Канаде. Там сеть состоит из нескольких железных дорог - разных владельцев, у каждого не только своя подвижной состав, но и своя инфраструктура. Например, канадской железнодорожной компании CN принадлежат некоторые пути на территории США. Но ей принадлежат при этом не все пути на территории собственно Канады! И вот так эти разные железные дороги взаимодействуют между собой, договариваясь о взаимном пропуске и обслуживании своего подвижного состава на инфраструктуре друг друга. Подобные идеи в России тоже выдвигаются, но это приведёт к дальнейшему, мягко говоря, ослаблению управляемости сетью; я вообще считаю, что, учитывая стратегическую и социальную важность железнодорожной отрасли для страны, реформировать её не нужно было; ну или хотя бы - столь радикально.