Хорошее постановление.
Только беда в том, что оно заостряет внимание на технических, процедурных проблемах, а не на концепции Конституции в целом.
Но даже из этого документа видно — коллизия существует.
Источник проблем — Статья 3, Главы 1. Конституции РФ.
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Проблема и все беды как раз в том, что многонациональный народ не обладает правом законодательной инициативы и даже ни в каком виде не упоминается в статье 104.
Статья 104. Конституции РФ.
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
Тем самым нивелируется первая, основополагающая часть Статьи 3.2. Конституции РФ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
«Народ осуществляет свою власть непосредственно» - нет механизма реализации этой нормы.
Все остальные нормы и надежды, так или иначе, относятся к «а также через органы».
Этот 'день сурка' тянется уже 100 лет, при разных режимах, мы выбираем лучших, а воз и ныне там.
В этой ситуации статья 18 вообще выглядит как-то не уютно.
Статья 18. Конституции РФ.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
И уж совсем неприглядно выглядит Статья 3.3. Конституции РФ.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
«референдум и свободные выборы» не могут в полной мере быть «выражением власти народа» так как кто-то где-то уже формирует вопросы на референдум, назначает сроки выборов, решает кого пускать на выборы и много других существенных факторов, явно не являющихся выражением своей власти народом непосредственно.
Власть не у того кто издает законы, а у того кто заказывает законы.
Такая архитектура основополагающих принципов привела к тому, что единственный заказчик законотворческой деятельности — исполнительная власть, под них подгоняют законодательную базу и финансирование.
Нужна площадка, на которой каждая социальная группа, отраслевое и профессиональное сообщество будет обсуждать свои цеховые проблемы, формировать мнение и инициировать заказ на законотворческую деятельность конституционным органам власти.
Отсутствие такой структуры приводит к тому, что избранная власть узнает о проблеме через акты гражданского неповиновения. Другого способа просто не существует.
Должны быть сформированы группы интересов.
Они должны формировать заказы на законотворчество.
Спасибо большое за подробный разбор! Можете привести примеры стран, в которых народ способен быть "заказчиком законотворчества"?
"Интересы большинства"-это абстракция, которой ни в коем случае нельзя руководствоваться. По той простой причине, что у всех разные интересы, и нужен, так сказать, баланс интересов.
может быть, не разработан механизм?
Я , честно говоря, не знаю о наличии такой процедуры