Церковь отреагировала на это самым поразительным образом. Церковные спикеры, будучи все-таки интеллигенцией, должны представлять себе настоящее место работ Сидура в христианском искусстве. Однако они или не представляют, или притворяются. Вахтанг Кипшидзе, глава информационно-аналитического отдела Патриархии, сообщил, что православные тоже имеют право на протест и что эти работы, сделанные в 60-е годы, выполняли социальный заказ эпохи Хрущева, обещавшего «показать последнего попа» (ntv.ru). Не нужно быть знатоком Сидура, чтобы совершенно безошибочно понять: такие работы в советское время не могли быть ни государственным, ни социальным заказом. Не было такого парткома, который заказал бы «Снятие с креста». Если глава отдела этого не понимает, это много говорит о нынешнем уровне информации и аналитики в Московский патриархии, если понимает – об избранном ей уровне честности в разговоре с людьми. «Если господин Цорионов нарушил закон, пусть отвечает по всей строгости. Правда, есть одна проблема, это проблема продолжающегося осквернения почитаемых верующими предметов и символов. Между прочим, может быть, неслучайно в советское время некоторые из этих работ не допускались в общественное пространство», – развил тему Вс. Чаплин (vesti.ru).
Оба совершенно хладнокровно за один вечер предали тех верующих, которые пришли в церковь в трудные для нее времена «последних попов», а не в нынешнее время государственно-патриотического блеска. Не в первый раз.
Скульптор, которого во времена СССР называли антисоветчиком и отказывались выставлять за «пацифизм», «мистицизм» и религиозные сюжеты, спровоцировал гнев современных российских религиозных фундаменталистов и призыв священника, официального спикера Патриархии равняться на советский период в деле обращения с христианскими святынями. Очень много говорит о нашем времени и его религии.
Читайте колонку полностью на сайте фонда Карнеги: carnegie.ru