Если данную ситуацию объяснять эффектом Даннинга-Крюгера (далее -- ЭДК, его суть объяснена ниже), то можно сказать, что со временем специалист теряет квалификацию, забывает, чему учили. У него есть свой фронт работ, повседневные задачи, которые он выполняет, не особо задумываясь. Остальные знания -- "в утиль".
Молодой специалист "напичкан" знаниями и может быть более продвинутым в теории, чем специалист, у которого знания заменены опытом.
Но есть также и другие причины:
- молодой специалист стремится зарекомендовать себя, не допустить ошибок, и для него ежедневная рутина так же непривычна, как и нештатные ситуации, поэтому он более ответственен;
- опытный специалист уверен в себе и не боится, что что-то пойдёт "не так", потому что всегда всё было "так", и аварийных ситуаций никогда не было.
Поэтому опытному специалисту необходимо освежать свои знания, проводить учения (как учебная пожарная тревога), проходить повышение квалификации, менять место работы. На новом месте, хочешь того или нет, знания освежаются.
Что такое эффект Даннинга - Крюгера?
ЭДК говорит о неквалифицированной уверенности (вследствие недостатка знаний) и квалифицированной неуверенности (вследствие наличия знаний).
В описанном вами феномене есть две причины уверенности и неуверенности:
- следствие ЭДК, т.к. молодой специалист "напичкан" свежими знаниями;
- опыт вселяет уверенность, вплоть до самоуверенности.
При этом не сто́ит забывать, что все эти парадоксы проявляются не в 100% случаев, их нужно знать скорее для того, чтобы не поддаваться очевидным выводам -- таким, как "опытный специалист всегда лучше молодого".