Тема важная, спасибо, что подняли вопрос. И спасибо, что говорите о внегендерности насилия: действительно, авторами насилия могут быть и мужчины и женщины, и видов насилия гораздо больше, чем одно (физическое). Я поэтому не буду фокусироваться на том, что [только] мужчины пытаются найти оправдание насилию, и женщины тоже не все выступают против домашнего насилия. Я буду говорить о феномене "оправдания агрессора" как о факте, который об'ективно существует; сейчас скажу болезненные вещи, но и у казанского стрелка, расстреливавшего детей, и у маньяков, и у фашизма есть вполне себе вменяемые "адвокаты", фанаты и оправдатели. Во-первых, "невыступление против" не всегда равно "выступлению за", т.е. то, что человек открыто не выступает против, не означает, что он поддерживает. Во-вторых, само насилие -сложноосознаваемый феномен, вокруг которого мало говорят о том, что им является, что нет, какие виды бывают, отоичается ли агрессия от насилия и пр. Многие-и особенно мальчики-встречаются с насилием в собственном детстве очень часто; для мальчиков столкновение с физическим насилием дома/в школе/на улице-это, к сожалению реальность более неизбежная, чем для девочек. Отсюда может быть перекос в толерантности к физическому насилию в принципе-сложно об'яснить, что это ненормально, когда опыт с детства был таким, что как будто это нормально. Иногда в отношении мальчиков/мужчин транслируются двойные послания самими женщинами: с одной стороны, брутальный брутал в ожиданиях вступается за "девичью честь", если что, может "постоять за себя", с другой стороны дома должен быть мягким зайкой. У любого от двойных посланий едут шкалы восприятия, размывается граница; отсюда могут быть сложности в самоопределении, что я считаю насилием и не готов принимать, а что "ну подумаешь, треснули по затылку, к терапевту побежал-меня вон розгами пороли и к батарее пристёгивали-и нормальный вырос, директор завода, уважаемый человек".
В-третьих, сам факт того, что милый бухгалтер/водитель/философ/врач Вася, с которым в курилке интересно, и на корпоративе, и в качалке он молодец, дома "вон чё творит"- это шок, в это не хочется смотреть. Ну потому что что теперь, Васю увольнять ото всюду, не общаться с ним? Ведь со мной-то он адекватный,наверно, дома там какая-то неадекватная обстановка. Тут срабатывает ещё один стереотип:
кажется, что если человек дома практикует насилие, то он вообще монстр. Для меня в своё время было откровением прочитать отрывок книги мужчины психолога, который работал с мужскими группами отцов, совершавших сексуализированное насилие в отношении собственных детей. Так вот автор говорит о сложности восприятия-он смотрел на людей, про которых он точно знал этот факт. И не мог поверить: они обычные люди, с обычными разговорами; они были "людьми, как все", и это не было маской, в этой группе не было нужды играть что-то. Вспоминается фраза "You'll never know the murderer sitting next to you", ну и про автора домашнего насилия то же. Есть люди, есть их проявления, и среди проявлений есть разное. И это очень сложно удерживать, не сваливаясь в черно-белое. Кажется, что если я буду выступать против отдельных проявлений, то это я осуждаю человека в целом. А это не так: ты мне ценна как жена, ты заботливая мама, но я не приемлю, что ты орёшь на детей так, что у них энурез. Ты мне хороший друг, но я против того, что ты пугаешь жену и ребенка, когда пьян.
В проблеме насилия быстрее поможет не осуждение, а изменение социальной парадигмы в целом. Мы все насильники; мы практикуем насилие в отношении себя сами и допускаем насилие со стороны других, не устанавливая границ; мы все хоть раз принуждали кого-то сделать что-то и нам давали это сделать. И у нас у всех-у каждого- есть выбор, есть другой выбор, есть выбор продолжать или останавливать(ся). Чем больше осознавания, чем больше информированности, чем больше дифференциации, чем больше называния вещей своими именами, и чем больше ответственности за свои действия, позицию -тем больше людей, делающих "другой выбор", и тем больше шансов на изменения.
Спасибо за возможность сказать обо всём этом.⁷