Этот вопрос уже имеет дело со следствием, а не с причиной. Тут все зависит от запущенности ситуации и требует индивидуального подхода.
Есть несколько базовых методов развития критического мышления до подросткового возраста:
- Чтение. Естественно, чтение, которое сопровождается дискуссиями, и добровольно.
- Получение информации о политике и социальной жизни. С 10 лет максимум надо начинать смотреть с ребенком новости и беседовать с ним о том, что просиходит в мире.
- Обсуждение с ребенком проблем его школьной жизни. Здесь важно - учим ребенка критически относиться к учителям. Чем раньше рухнет "авторитет" учителя, тем лучше. Это не значит, что надо учить ребенка грубить и хамить. А вот научить ребенка, что в туалет можно выходить без спроса, что учитель не имеет права его оскорблять, что учитель тоже может ошибаться - важно. У меня есть одна знакомая учительница, которая выиграла с детьми массу олимпиад и номинировалась на звание учителя года, но в ответственный момент мамаши, найдя в предложении из дневника грамматическую ошибку, примчались в школу и устроили скандал. Теперь в классе работает учительница, которая ошибок в дневнике не делает, но Олимпиады больше не выигрывают дети и скатились страшно.
- Общение со взромлыми. Мы все страдаем, что у детей либо нет друзей, либо мало друзей, либо плохие друзья среди сверстников. И никто не задумывается, что ребенку некому среди сверстников свои знания-то показать. Если ребенок, например, много читает, то ему в провинции приходится надеяться на одного-двух сверстников на город, которые этим увлекаются. В этой ситуации неизбежным является общение детей и взрослых "на равных" которое нигде не огранизуется вообще.
- Как можно более ранняя самостоятельность ребенка в принятии решений. Особенно это касается денег. Деньгами ребенок должен научиться пользоваться лет в 8, а в 12 лет уже полностью контролировать свои расходы и доходы, вести бюджет. Деньги - прекрасный учитель.
И, конечно, личный пример. Если у Вас нет критического мышления, то и у детей не будет. Отличный пример - отношение к религии. Да, верующему человеку тест дальнейший будет непонятен.
Критическое мышление должно быть по отношению ко всему: к родителям, к церкви, к Богу.
Если Вы ребенку внушите, что в мире есть авторитеты, которых слушать надо всегда,один из них летает на облаке, и у него длинная борода, а вторые - это вот эти идеальные родители, то будет либо зомбирование, либо восстание.
Раннее приучение ребенка к религии, когда он еще не может осознанное ее выбрать, конечно, убивает критическое мышление накорню.