Традиционно (практически во всех религиях и духовных учениях) считается, что человеческое существо трёхсоставно: тело, душа и дух. Могут быть иные названия, но суть одна.
Телом («сома» или «саркос») человек не отличается от других живых существ – животных. Телесно он входит в единый мир природы.
Душа («псюхе») – это, по мнению многих теологов, жизненная сила человека или любого иного живого существа. По сути же, это то, что мы сегодня часто называем психикой. Не случайно говорят: "душевнобольной". Здесь мы тоже близки животным, но не всем, а только высшим, обладающим зачатками полноценной психики (разумеется, в нашем человеческом понимании).
Дух же («пневма») – это самое загадочное проявление человеческой жизни, до сих пор порождающее множество споров. Теологи говорят, что проявления Духа - это страх Божий, совесть и жажда Бога. И считают, что именно это отличает человека от всех иных существ на земле.
А если без мистики?
«Страх Божий» – это ощущение своей малости перед величием мира, ощущение, которое мы часто называем возвышенным. Это не трусость, но, например, ощущение своей мизерности, малости перед бесконечностью звездного неба или величием и силой океана. В человеке этот трепет проявляется в виде ощущения Творения, Судьбы, Воздаяния.
Совесть нередко уподобляется Оку, которым человек видит свое нравственное состояние. Проявление совести в человеке не зависит от умственного контроля, и желания человека. «Моя совесть для меня представляет бОльшую ценность и больший авторитет, чем все людские толки», говорил Цицерон. Совесть - это соотнесение себя, своих поступков с идеалом. Причем не со своим личным идеалом, и даже не с идеалом общественным, который довольно изменчив, но с идеалом мировым, вселенским, космическим.
А «Жажда Бога» – это и есть стремление человека к духовному идеалу, к чему-то высшему, его всегдашняя неудовлетворенность достигнутым и материальным.
Обратите внимание: телесно человек принадлежит миру природы, душевно - обществу, духовно - он существо космическое, вселенское.