Законы юмора остаются прежними. Меняется общество. Мы не узнаем себя и своих знакомых в повестях Зощенко и часто поражаемся его кажущемуся конформизму, то есть современному читателю не видно, чем он мог раздражать советскую власть, например.
Есть и более интересные примеры. Например, тексты Вольтера, над которыми угорали все в 18 веке, и которые никто сегодня не считает смешными. Половина "Евгения Онегина", - в нем юмор вообще умер. Даже фраза "он уважать себя заставил" многим неясна, что уж дальше-то. Дон Кихот, который из комического героя превратился в Рыцаря Печального Образа, и по которому снимают занудные фильмы.
Иногда выясняется, что писатель смеялся "неправильно". Зря Аристофан осмеял Сократа. Сократ был прав. Зря Ильф и Петров смеялись над Воробьяниновым. Жалкими и убогими оказались как раз советские люди, а не бывшее дворянство. Естественно, это тоже не смешно теперь.
Исключение - комедия положений, понятно, что при виде человека, падающего на шкурке банана или мужчину, с которого падают штаны, смеяться будут всегда.
Но есть, конечно, и особые случаи. Например, монологи Фигаро про политику и английский язык. Джером Клапка Джером и его "черепа, я покажу Вам черепа", Вудхауз. Выживает то, что высмеивает разложение общества, потому что все общества разлагаются одинаково и по понятному сценарию.
На этот вопрос можно написать и докторскую диссертацию.
Приходите ко мне в телеграм-канал: https://t.me/smertavtora
Кроме ответов на Ваши вопросы там еще расследование о сути Воланда, рецензии на современную литературу, попытки приспособить классику под современного читателя, и многое другое.
Да, особенно американский юмор, тортом в рожу это очень смешно, да и наши "юмористы" скоро до этого дойдут.
Спасибо за рекомендацию!
Почему же, многие шутки Зощенко до сих пор актуальны и способны насмешить людей. Если шутка по-настоящему удачная, то она и своего автора переживет.