Я не так давно увлеклась психологией детей до трёх лет, и она очень схожа с психологией собак. Детей до этого возраста мы учим через повторения: переворачиваться, присаживаться, держать ложку, первые слова, цифры, ходить на горшок и чистить зубы.
У собак точно так же: все команды, привычки прививаются нами упорно и терпеливо, через сотни, тысячи повторений.
Недаром говорят, что интеллект собаки как у трёхлетнего ребёнка. Это те же самые дети: непоседливые, надоедливые, хулиганистые и милые))
Если не научить их, что нельзя спать на подушке, они будут там спать. И хоть ты укричись «нельзя», толку не будет. Дети так же: не научишь их чему то, это само не придёт. Отсюда избалованность и вседозволенность.
А насчёт разума... На мой взгляд, разумным человек как раз и становится благодаря родителям, воспитателям и учителям, которые развивают мозг малыша, учат. Если не заниматься с ребёнком, он так и останется амебой: ни разговаривать, ни читать , ни правилам жизни в социуме сам по себе не научится.
Просто ресурсы мозга человека позволяют развиваться дальше: институт, работа, постоянное саморазвитие и тд
А ресурсы собак гораздо меньше, но это не мешает им быть умными, воспитанными и выучить более сотни команд, благодаря хозяину, который вкладывает информацию в голову собаки.