При одомашнивании животных, как правило, отбираются особи с фетализированным мозгом (и черепом). Длительное время - сохраняющие незрелую, детскую психику. Эта физиологическая инфантильность - с одной стороны - продляет сенситивные периоды обучения. С другой стороны - снижает ранговые претензии, характерные для взрослых особей, заставляя относиться к человеку - как к вожаку С ПРИЗНАКАМИ РОДИТЕЛЯ.
Поэтому верность собаки - замешана на детской любви ребёнка к родителям. Та же доверчивость, та же психологическая зависимость, та же вера в любовь и готовность терпеть любое к себе отношение... Этакая детская "сакрализация" родителей.
"Еще Дарвин утверждал, что «религиозное чувство чрезвычайно сложное целое, состоящее из любви, полной покорности высшему и таинственному повелителю, из глубокого сознания зависимости, страха, уважения, благородности, надежды на будущее и, может быть, ещё из других элементов… Мы видим… некоторое отдалённое приближение к этому душевному состоянию в горячей любви собаки к своему хозяину… Поведение собаки, возвращающейся к своему хозяину после долгой разлуки и обезьяны при виде любимого сторожа совершенно иное, чем при встрече со своими товарищами».
Мозг людей - тоже фетализирован по сравнению с мозгом обезьян. Поскольку в процессе антропогенеза потребовалось сильно увеличить периоды активного обучения-научения. Мозг человека не "окостеневает" в полной зрелости - практически до старости. Поэтому, если у обезьян, с приходом половой зрелости, когнитивные способности сильно падают, то человек сохраняет неплохую способность к обучению вплоть до глубокой старости. Хотя и гораздо меньшую, чем в молодости.
И у человека тоже высока потребность в наличии сакрального вожака с чертами строгого, но любящего и справедливого родителя. У собаки на это вакантное место нашёлся человек. А человеку пришлось затыкать вакансию различными богами. Вот этим богам и религиям, многие люди и отдают свою верность. В гораздо большей степени, чем реальным людям.