Во-первых, много чего человеку дается или не дается еще до рождения: я имею в виду особенности функционирования психики, сильную или слабую нервную систему, высокий или низкий самоконтроль, способность быстро усваивать и перерабатывать информацию. Ведь все это закладывается еще во внутриутробный период и частично зависит от наследственности, а частично - от течения беременности мамы.
Во-вторых, многое зависит от воспитания в семье. Какие-то вещи усваиваются автоматически, просто потому что они все время перед глазами, т.е. родителям даже учить чему-то не надо: дети повторяют привычную модель. Приняты в семье внимание к деталям, традиция все доводить до конца, перепроверять результаты, разбирать и учитывать свои ошибки - велика вероятность того, что ребенок это будет воспроизводить и пока он живет с родителями, и когда повзрослеет. И даже если есть значительные проблемы в исходных качествах ребенка (быстрая истощаемость, разбросанность, не особо высокие интеллектуальные способности и т.п.), хорошие родители и (гораздо реже) учителя могут сотворить чудеса, привив маленькому человеку те качества, которые, вроде как, по умолчанию и не предполагались. Кстати, в последние десятилетия в этом пункте немало проблем: с конца 80-х - начала-90-х гг. жизнь так резко изменилась, что дети перестали видеть своих родителей, следовательно, и примеры взять неоткуда.
В-третьих, есть еще самовоспитание. Человек может сделать очень многое сам. Если захочет. Но это трудный путь. Проще развести руками и сказать, что, мол, не повезло мне, вот такой неорганизованный я уродился, и мама-папа меня неправильно воспитывали.
Это проблема отцов,когда они не учат своих детей правильно жить. Но бывает непутевый сын,который не хочет учится. Вечные неудачи так же могут быть проклятьем в семейном роде.
Как одна из возможных составляющих - да.