В целом применение психологических методик в образовательном процессе необходимо. Каких конкретно — это уже другой вопрос.
Должен ли преподаватель (в школе, ВУЗ-е и т.п.) буть психологом, и насколько глубоко он должен знать такой предмет как психология?
Быть психологом нет нужды. Я считаю, что любой специалист, работающий с детьми, должен:
- Изучить в определённой мере психологию, чтобы понимать, что происходит с детьми, что их волнует, что происходит в группе детей, и не нужно ли направить ребёнка к специалисту.
- Обладать навыками практической психологии, чтобы налаживать контакт с детьми и их родителями.
- Пройти психотерапию.
Очевидно, не все эти пункты сейчас выполняются. Но быть психологом нет нужды.
Насколько обосновано проводить обучение больших аудиторий, и где тот предел по количеству "слушателей", после которого резко снижается качество усвоения материала?
Предельное количество "слушателей" зависит от того, насколько "слушатели" обладают навыками саморегуляции.
Для коррекционного класса 10 учеников — это уже может быть перебор. Для детей усидчивых и не требующих особого подхода это может быть 30 человек.
Студентов вуза, которые сделали осознанный выбор, придя учиться, и хорошо усвоили нормы поведения, можно собирать по 100 и более человек в лекционном зале (поточной аудитории).
Роль психологии в образовании усиливается или ослабевает и почему?
Усиливается, потому что:
- Сейчас развивается "инклюзивное образование". Хоть учителя и изучают психологию, но не в той мере, что психологи, и без психолога бывает трудно с особенными детьми.
- У условно нормальных детей часто бывают сложности с эмоциональной сферой.
- Воспитательную функцию школа сейчас выполняет в меньшей мере (и по этому поводу много дискуссий), октябрятской и пионерской организации в школе нет, и кто-то должен это компенсировать. Школьный психолог частично компенсирует.
Я указал на школьных психологов, потому что это то, что реализуется (через что усиливается роль). Кроме того, сейчас проводятся некоторые эксперименты — с введением в школу советника по воспитанию, например.