Быть неудачником — это не качество, не свойство.
Не врожденное.
Это оценочное суждение.
Приобретенное.
Не уверена, что текст действительно написан человеком, который нуждается в помощи, но пусть это останется на совести автора вопроса.
Вы себя оцениваете как неудачника исходя из понятной вам системы координат.
Удача / неудача — понятия относительные. Относительно идеальных представлений о том, как должно быть / как хотелось бы. Идеальные представления у вас не сформулированы ясно. Значит и оценивание себя как неудачника тоже носит аморфный характер.
Не знаю, в каких условиях вы живёте, но у вас есть интернет. Предполагаю, что есть водоснабжение, водоотведение, канализация, отопление. Есть жилье, за состоянием которого, вероятно, следит управляющая компания / ЖКХ. Вероятно, вы живете в России, если так, то образование получили бесплатно. Медицинскую помощь, вероятно тоже не оплачиваете. Скорее всего, вам не нужно ходить на охоту / боронить землю, чтобы добыть пропитание. Если это так, то вы богаче любого средневекового короля.
■ Можно иметь всё / иметь больше, чем другие, и оценивать себя как неудачника.
■ Можно не иметь ничего / иметь меньше, чем другие, и не оценивать себя / радоваться тому, что есть.
Некоторые люди, которые оценивают обстоятельства как неудачные (концлагерь), не зацикливаются на оценивании, а обдумывают философские основания для своего направления в психотерапии в будущем.
Пример: Виктор Франкл — австрийский психиатр, психолог, философ и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря, создатель логотерапии — направления в экзистенциальной психологии и психотерапии, основатель третьей венской школы (после психоанализа Фрейда и индивидуальной психологии Адлера).
Некоторые люди, оказавшиеся в страшных условиях (лагерь ГУЛАГ), не оценивают обстоятельства как неудачные.
Пример: произведение «Один день Ивана Денисовича», принесшее мировую известность Александру Солженицыну, содержало описание одного дня жизни заключенного Щ-854 лагеря ГУЛАГ. Он был счастлив потому, что «в карцер не посадили, в обед закосил кашу, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером и табачку купил. И не заболел, перемогся».
Антидепрессанты не способны сделать из омежки обожаемого всеми ловеласа. Вы это придумали. Назначение антидепрессантов состоит в другом — в стабилизации настроения, уменьшении степени тревожности, улучшении сна и прочем. Надо читать описание к тем препаратам, которые вам назначили. Там точно ничего про ловеласов не будет сказано.
Тревога, панические атаки, негативная оценка состояния и перспектив могут превратить жизнь в ад. Но дело не в наследственности и / или удаче (природе). Дело в потребности оценивать происходящее как ад. Дело в потребности оценивать себя со стороны, глазами других, якобы более удачливых.
В вашем вопросе не содержится просьба о помощи. В вопросе нет вопроса. Скорее утверждение, что всё плохо, и ничего нельзя изменить. Судя по всему, вы ищете доказательства того, что во всём виновата природа / генетика / врожденные качества. Не исправить, не переписать.
Если вы ищете доказательства того, что изменения невозможны, значит они вам не нужны. Значит вы к ним не стремитесь. Значит, фраза «Я мечтал быть нормальным жизнерадостным человеком как все, строящим отношения» — «пыль в глаза».
Если бы вы искали возможности для изменений, вы бы спросили, что и как можно изменить.
Стать «обожаемым всеми ловеласом» — плохая цель. Человек, который нуждается во всеобщем обожании, мечтает стать распутником, вероятно мечтает сохранить панические атаки и тревожность. Спокойный, уверенный в себе человек не нуждается в обожании других. Ему достаточно того, что он принимает себя сам. И в череде любовных / сексуальных побед он тоже не нуждается. Скорее ему больше подойдут стабильные отношения с проверенным надежным партнером.
Если что-то захотите начать менять, начните с того, что вам под силу. Даже будучи «жалким беспомощным существом, которое не проживёт эту жизнь без психологической помощи», вы можете многое сделать для себя. Вы можете оказать себе такую психологическую помощь, которая не под силу дюжине специалистов.
Сейчас вы противопоставляете себя тем, кто хочет помочь. Психологи / психиатры входят в число тех, кто должен помочь. Если вы «по разные стороны баррикад», они не помогут. «Если больной хочет жить, медицина бессильна»)). Если вы не хотите, чтобы вам помогли, вам никто не поможет. Установку, что вокруг одни враги (вредители, насмешники), быстро не исправишь, но её можно обмануть. Помогите себе сами, если вы себе не враг. Если вы — не единственный ваш враг.
С чего можно начать: сменить абстракции на конкретику. В вашем тексте много сверхшироких обобщений: «всю жизнь», «всё остальное», «никогда», «все смеются надо мной», «всё встанет на свои места», «всегда был омежкой», «всё будет хорошо» «они имеют всё, а я ничего».
✔ «ВСЮ ЖИЗНЬ»
«Был неудачником всю жизнь» — оценочное суждение. Замените вывод фактами из биографии. Когда именно и при каких обстоятельствах вы были неудачником? Выпишите все ситуации, которые сможете вспомнить. Конкретно. С датами и участниками. Например, «в 7 классе в столовой я споткнулся и уронил поднос с обедом, испачкался сам, забрызгал Таню, Васю, меня за это отругала при всех учительница». Выпишите хотя бы две сотни таких ситуаций. Если вы отнесетесь ответственно к заданию, то обнаружите, что не вся жизнь состоит из неудач. Может оказаться, что лишь 5-10% времени занимали неудачи, а остальное время вы читали книги / смотрели фильмы / гуляли в своё удовольствие.
✔ «ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ меня полностью характеризует»
Всё остальное — это что конкретно? Полностью характеризует — это как?
Составьте полный перечень того, чем вы занимаетесь, что делаете, как проводите время.
Пример: судя по тому, что пишете вы грамотно и знакомы с теорией 19 века, вы много читаете (вероятно). Если это так, то в список можно внести «чтение». Найдите полсотни пунктов. Любых. Всё, что приходит в голову. «Ем, гуляю, читаю, играю на компьютере, занимаюсь самокопанием, плачу, обдумываю способы суицида, проклинаю бабушку, представляю, как убиваю соседа…» Пишите всё по-честному, проверять никто не будет. А потом сопоставьте с теорией Кречмера.
Допустим, в списке есть пункт «плачу» (слёзы). С каким пунктом из теории это соотносится? Может, «эмоциональная нестабильность»?
Допустим, есть пункт про «самокопание». С чем соотносится из Кречмера? Может, с «интроверсией»?
Если отнесётесь к заданию ответственно, найдёте много несостыковок. Выясните, что эта теория не характеризует вас исчерпывающе. Выясните, что в вас есть много такого, что не помещается в теорию. Если очень постараетесь, сам опровергнете и теорию, и свои выводы по ней.
✔ «НИКОГДА»
Никогда — это когда именно? Когда именно у вас не шло общение с одноклассниками? Выпишите полсотни случаев, когда общение «накрылось медным тазом». Что именно произошло? Когда именно произошло? Например: «весной, когда мне исполнялось 14 лет, я решил пригласить в гости на день рождения Сашу, Петю, Катю. Я подошел и сказал, что моя мама испекла пирог, и если они вечером не заняты… Не успел я договорить, они пожали плечами и пошли дальше по школьному коридору. Я даже не успел сказать про день рождения».
Кратко, но конкретно.
✔ «ВСЕ СМЕЮТСЯ НАДО МНОЙ»
Все — это кто и когда? При каких обстоятельствах?
Выпишите полсотни случаев, когда над вами посмеялись. Имена, даты, содержание случаев.
✔ «ВСЁ ВСТАНЕТ НА СВОИ МЕСТА»
Всё — это что конкретно? Что именно встанет на своё место?
Своё место — это что такое? Это где? Что значит «встать на своё место»?
Например, «Когда (если)… снова начнут сниться кошмары».
✔ «ВСЕГДА БЫЛ ОМЕЖКОЙ»
Всегда — это когда? Выпишите полсотни случаев, когда вы оказывались в роли омежки. Даты, участники, содержание случая.
✔ «ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО»
Всё — это что? Что конкретно? Хорошо — это как? Как конкретно?
Выпишите полсотни целей, что именно «ВСЁ» и как именно «хорошо».
Допустим, у вас лишний вес.
В графе «ВСЁ» — вес. В графе «ХОРОШО» — 60 кг.
Допустим, нет друзей.
В графе «ВСЁ» — друзья. В графе «ХОРОШО» — 2 человека.
✔ «ОНИ ИМЕЮТ ВСЁ, А Я НИЧЕГО»
Они — это кто? Всё — это что?
Выпишите полсотни примеров.
В графе «ОНИ» — одноклассник С.В.. В графе «ВСЁ» — автомобиль, жена, работа, дача.
Выпишите свои полсотни «ничего». Чего конкретно у вас нет? Выпишите полсотни пунктов, чего именно у вас нет, и вам это нужно. Потом напишите, для чего нужно. Потом напишите, что это вам даст.
Например, графа «чего нет» — машина. Графа «для чего нужно» — возить родителей на дачу. Графа «что мне это даст» — родители будут мной гордиться.
‽ Уходите от абстракций, привыкайте мыслить конкретно, указывая содержание, имена, даты. Потому что сейчас не с чем работать. Нет запроса. Есть серия бессодержательных жалоб непонятно на что. Если вы справитесь хотя бы с одним заданием — выпишите все ситуации, когда были неудачником, это может привести к озарениям. Это поможет сформулировать запрос. Может быть, наткнётесь на «стартовую травму». Может быть, дело не в бесконечных неудачах, а в какой-то единственной, но очень страшной. Нужно найти что-то, за что можно зацепиться, чтобы начать работать.
Сверхширокие обобщения («все», «никто», «всегда», «никогда», «когда угодно», «всем», «никому», «везде», «нигде», «где попало», «негде», «что угодно», «что попало», «все подряд», «каждый встречный», «всё», «ничто») — явный признак попытки «сбежать от конкретики». Есть что-то, о чем вы не хотите говорить / не можете говорить / боитесь вспоминать. Это может быть сильная единичная травма, могут быть множественные травмы. Может быть и то, и другое. Природу и генетику не вините, вы их не исправите. Можно с таким же успехом винить небо / космос / звезды. Вините то, что можно исправить. Себя можно исправить. Если начнете выписывать события, сможете постепенно восстановить эмоциональную и познавательную сферу, восстановить линию времени, память, «поднять» психотравмирующий опыт.
- Как это работает:
✎ Познавательная сфера. Выписывание событий сам по себе восстанавливает познавательную сферу, так как вы вместо абстракций пишите конкретные случаи, «спускаетесь с небес на землю», приучаете разум к фактам вместо оценок и выводов.
✎ Эмоциональная сфера. В дополнение к выписыванию можно определять, какие именно эмоции содержались в каждом конкретном случае. Потом группировать события по общим эмоциям, искать взаимосвязи.
✎ Линия времени. Выписанные события можно выстроить по линии времени в хронологическом порядке. По началу может быть трудно определить, что было раньше, что позже. Если не сдаваться, постепенно события рассортируются. Появится ощущение преемственности между самим собой в разные периоды. Сейчас ваша жизнь больше напоминает «запутанный клубок». Не понятно, что когда началось, что к чему привело.
✎ Травматический опыт. Можно рассортировать события по действующим лицам. Объединить в одну группу всё, что связано с… (отец / мать / бабушка / дедушка / одноклассник / учитель / сосед). Посмотреть, какие эмоции с какими людьми ассоциируются. Вычислить самых «заряженных». Кто больше всего принес боли (страха, унижения, обесценивания…)? Как он это сделал? Что тогда произошло? Чем это закончилось? Когда еще происходило подобное?
Если вы пока не собираетесь прыгать к чертям с многоэтажки, потратьте время на себя. Всё равно его девать некуда. Ну не мешать же себя с г… с утра до вечера. Есть возможность превратить свой ад в увлекательный проект по самоисследованию. Для начала. Потом, когда выясните, как, где и в чем себя обманывали, когда престанете винить природу, увидите новые возможности.