Исследователи предпочитают весьма неопределённому термину "талант" термин "одарённость" понимая под этим: "системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми". Здесь необходимо выделить несколько моментов.
Во-первых, одарённость - качество системное. Это значит, что данный феномен охватывает всю психику человека целиком. Иногда центр его одарённости захватывает соседний области (например, одарённость в художественной и музыкальной деятельности). Иногда же ресурсы организма перераспределяются таким образом, что одарённость в одной области сопровождается низкой мотивированностью и низкими результатами в другой области деятельности. Не стоит также забывать, что, как показывают наблюдения, одарённость - не только психическое явление. Так отдельные физические особенности человека значимо влияют на его возможности и успешность занятий той или иной деятельностью.
Во-вторых, одарённость всегда динамична (развивается или угасает). И данный процесс всегда зависит от волевых качеств личности, которая проявляется в повышенной мотивации в определённой области. Мы немало знаем людей, "растративших свой талант на пустяки". Но знаем и других людей, "воспитавших себя". Так существует концепция, что все люди одарены в той или иной степени в какой-либо деятельности. Но большинство в течение жизни практически не прилагают усилий для развития своей одарённости. Нужно сказать, что процесс динамики одарённости зависит и от внешних обстоятельств. Можно представить ситуацию, когда обществу, например, "не нужны музыканты, а нужны воины". И тогда многие музыкально одарённые люди просто не смогут полноценно развить свою одарённость.
В-третьих, одарённость не всегда благо. Это со стороны люди оценивают талант по результатам ("как он хорошо это делает!"). Внутренний же путь человека, пришедшего к данному результату в своей деятельности, почти всегда остаётся закрытым. Именно поэтому с талантом связаны полумистические представления ("он делает это каким-то чудесным образом!"). Так, известный пианист С. Рихтер почти да самой смерти каждый день занимался по 6 часов, даже в дни концерта. И это при выдающихся способностях в своей области. А со стороны казалось, что "он просто выходит и играет".
Но здесь есть ещё один аспект. Одарённый человек обладает, как правило, повышенной чувствительностью, возбудимостью, эмоциональностью. Особенно в области приложения его таланта. И это часто служит ему источником немалых бед и огорчений. Почитайте биографии одарённых людей - как мало среди них просто счастливых.
Да и тот факт, что результаты деятельности одарённых людей всегда сравниваются со средними результатами, которые показывает средний человек, почти всегда создаёт вокруг них очень напряжённую обстановку. Одни его превозносят, другие ему завидуют. Вокруг таланта практически не бывает спокойного общества. Как раз такого, которое ему было бы необходимо для стабильного развития.
Как видите, врождённые способности - это лишь предпосылки, намёки на то, что в данной области человек сможет сделать немного больше. А всё остальное - это труд.