Тут сразу семь вопросов (на мой взгляд). По порядку.
7️⃣ Какой смысл развиваться?
- Развитие для вас цель или средство?
- Оно систематизировано или стихийно?
- Развитие для вас — место (ниша) или путь?
➡️ Цель или средство
СРЕДСТВО
Допустим, вы с помощью развития хотите что-то получить, например, социальное признание, одобрение, профессиональный рост. Тогда развитие — средство. Тогда надо определиться с тем, чего именно вы хотите получать, и не ставить развитие «во главу угла», а определить развитие как средство, инструмент для достижения чего-либо. Надо переформулировать так, чтобы развитие «ушло на второй план», а на первый выступила задача, которую вы пытаетесь решить с помощью развития. Это не обязательно социальный / профессиональный успех. Что угодно. Может быть, приятное времяпрепровождение. Может быть, утоление познавательного голода. Может быть, попытка «убежать от себя», занять время чем угодно, лишь бы «не встречаться с собой», не оставаться «наедине с собой».
ЦЕЛЬ
Если развитие — цель, то есть развитие ради развития, надо определить шаги и цели развития на отдельных его этапах. Надо определить навыки, знания, умения, компетенции, которые вы развиваете. Память? Эрудицию? Мышление? Отдельные логические операции? Музыкальный слух? Подвижность тела? Развивать можно всё, что угодно. Крис Херия достиг небывалых высот в области калистеники. Хоть это и не книги, но уровень развития потрясает воображение. Что если ваши друзья тоже развиваются? Только поп пути тренировки навыков общения?
➡️ Ниша или путь.
НИША
Допустим, цель ясна. Занять некую профессиональную нишу или создать свою. Стать основателем школы, «кружка по интересам», форума.
ПУТЬ
Допустим, развитие и есть «бесконечная цель». Цель — не останавливаться в развитии. Познавать, трансформироваться, расти, расширяться до «гробовой доски». Тогда следует изучить пути развития. Посмотреть, кто уже «сходил по этому пути», и как они теперь видят путь развития, если ли у него цель, этапы. Есть ли конец пути, или путь бесконечен.
Не обязательно или—или. Может быть и—и. Главное — сформулировать для себя.
➡️ Систематизировано или стихийно.
СИСТЕМА
Допустим, вы поставили некую цель: развиваться до определенного профессионального / социального / научного статуса (положения, состояния). Есть ли у вас план (список книг, теорий, библиотек, конференций, дискуссионных клубов? Есть ли список людей, с которыми хотите познакомиться / сработаться? Определена ли задача для каждого пункта плана? Определена ли итоговая цель для каждого плана? Не «хочу познакомиться с … Эйнштейном», а «хочу прояснить и него такой-то вопрос… для того чтобы…».
СТИХИЯ
Если вы развиваетесь хаотично, читаете всё, до чего можете дотянуться по принципу ассоциаций, то есть, прочитали интересную статью, увидели в ней ссылки, пошли читать статьи по ссылкам…, приносит ли это удовлетворение / результат? Например, перечитали, пересмотрели, переслушали всё, что могли, в области траволечения, ароматов, мыловарения и открыли маленькое производство лечебных масел / мыла / шампуней / кремов. Есть ли результат у вашего стихийного развития, который можно пощупать, потрогать, упаковать? Упаковать как услугу? Например, «консультирую по теме Великой французской революции», стоимость …. тенге (тугриков) / час. Не в смысле «обязательно продавайте», а в смысле, могли бы упаковать свои знания, как продукт? Могли бы написать на заказ реферат / курсовую / диплом по истории? По какому конкретно периоду / стране / событию?
Какой смысл развиваться? Да, точно. Какой смысл развиваться? Узнайте это. Определите цели и задачи развития, план развития (или выберите стихийное развитие). Определите для себя, является ли развитие средством или целью. Найдите свой индивидуальный смысл. Если нет целей стать кем-то / быть кем-то / занять нишу, определите внутреннее содержание / мотивацию / посыл, которые определяют развитие. Например, «утолять познавательный голод», «чувствовать себя значимым», «восстановить самоценность и самоуважение».
6️⃣ «Тебя из-за этого сторонятся»
Не факт. Узнайте, из-за чего сторонятся. Может быть, это вы сторонитесь? Может быть из-за того, что не интересуются историей? Может быть вы просто сторонитесь людей и всё, а математика лишь предлог? Если бы мы были в терапии, я бы это взяла как основной запрос. Работали бы с темами слияния / созависимости / сепарации (отделения) / субъект-субъектных отношений / управления границами. Тренировали бы навыки общения. Тренировали бы эмоциональный интеллект. Поднимали бы родительские сценарии. Поднимали бы запреты на рост и развитие.
В теории Р. и М. Гулдингов есть такие типы родительских «посылочек из детства»: «НЕ РАСТИ», «НЕ ДУМАЙ», «НЕ БУДЬ БЛИЗКИМ». Это не то, что говорят родители, а это «внутренний смысл» воспитания. Не факт, что именно это ваша комбинация посланий, но со сценарием бы стоило поработать, на мой взгляд.
Вопросов как минимум три:
1) кто именно сторонится — они или вы? все вместе?
2) почему это происходит?
3) почему вам не нравится то, что происходит?
5️⃣ «Жизнь превратилась в страдания».
Неочевидно. А может, она такой и была, просто новые знания проявили это, позволили осознать? Может быть, жизнь превратилась в страдания из-за того, что вы осознали, что вся история — это войны, насилие, предательства, ложь? То есть виновато не окружение, а знания? «Многие знания — многие печали» (книга Экклезиаста). «Горе от ума» Грибоедва. Может быть, у вас возраст «страдательный»? Типа «подростковый кризис» или «кризис профессионального становления» или еще какой? Может быть, вы попали во враждебное окружение (учитесь в институте, преподаватели — самодуры, травят, обесценивают)? Может быть, у вас травма (ПТСР), бросил любимый человек / отверг близкий друг, а вы приписываете страдания развитию? Надо искать, о чём именно страдаете.
4️⃣ «С мамой не могу нормально поговорить».
Она с вами тоже не может. Вместо того, чтобы осваивать социальные навыки, интересоваться настоящей жизнью, думать о будущем (семья, дети), вы решили жить в фантазиях, в каких-то никому не нужных буквах и цифрах. Ни эмоционального тепла, ни понимания от вас, ни общения. Не понимаете её, не разделяете её интересы. Должно быть, ей обидно. Она «всю жизнь кормила-растила» и вот «на тебе». Вырос чужой незнакомый человек. Где тот мальчик ласковый, милый мальчик, который просился на ручки и обнимал? Который доверял все свои детские тайны? Это не в смысле «так и было», может быть мама была сама неласковой. Но она тоже не чувствует от вас тепла и поддержки. И ей, возможно, тоже не с кем поговорить. Остаются лишь «кумушки-на-лавочке».
3️⃣ «Я чувствую одиночество».
Одиночество — отдельная тема. Не все люди, интересующиеся историей, чувствуют себя одинокими. Иногда они настаивают на уединении. Бестолковые близкие мешают читать / писать / творить / думать. Иными словами, само по себе увлечение не является причиной чувства одиночества. Надо искать истоки чувства одиночества. Возвращаясь к пункту 2, можно поработать со сценарием (если это сценарная проблема) или с состоянием (если это текущий кризис развития). Или еще с чем-то, что создаёт чувство одиночества.
2️⃣ «Я чувствую стыд за свои интересы».
Стыд — отдельная тема. Скорее всего, не связан с историей и математикой. Он «сам по себе» или «от чего-то другого». Есть социально приемлемые / желательные увлечения (спорт, наука, искусство), и есть социально неодобряемые / неприемлемые увлечения (наркотики, азартные игры, хэви-металл). Опять же, смотря какой социум. Чтение — преимущественно «одобряемое» увлечение на русскоязычном пространстве. По-разному бывает. Бывает, что стыдят именно за чтение. Но редко. Надо искать истоки чувства стыда. Родительские установки / травмы / кризисы и прочее.
1️⃣ «Неразумно бросать своё любимое дело ради друзей».
Нет связи. С друзьями надо разбираться отдельно, с любимым делом отдельно.
С друзьями: кто они для вас / что дают / что давали / что брали / какие у них цели развития / какие намерения в отношении вас / каковы ваши намерения в отношении них?
С любимым делом: смотрите первый пункт выше.
Вопрос так не стоит «друзья или история». Исходы могут быть разными:
- и друзья, и история,
- друзья без истории,
- история без друзей,
- без друзей и без истории.
Вариантов больше, но пока этих хватит.
Допустим, вы «втянете» друзей в «свою историю». А может быть, «нафиг историю», дружба важнее. А может быть, «что за друзья такие, которые задротом считают»? А может быть, ваш потенциал лежит не в области дружбы или изучения истории, а где-то еще? Вы просто еще не нашли свой путь?
🔢 Друзья, недруги и «золотая тень».
Про друзей: любой человек, который встречается на пути, может служить средством развития. Мы все друг у друга чему-то учимся, хотим мы этого или не хотим. Мы все друг друга чему-то учим, нравится нам это или не нравится. Источником развития могут быть и становятся не только и не столько книги, сколько люди и события (опыт). Это не значит, что нужно «держаться за друзей». Это значит, что возьмите от них всё, чем они готовы с вами поделиться. Дайте им то, что можете дать, если возьмут. Если больше «нечего ловить» вместе, будут новые друзья. Вы ведь не храните верность уже прочитанным книгам? Одну книгу по истории прочитали и всё. Больше нельзя читать, а то предадите «ту самую».
То же и с недругами. Учитесь у них, берите то, что вам нужно сколько унесёте. То, что не нужно, пусть они себе оставят. То же с плохими книгами. Среди книг по истории масса хлама. Не надо тащить в копилку опыта всё подряд.
Представьте, что друзья — это книги. Раньше вам «нравилось их читать» / им нравилось «читать вас». Потом вы стали «плохой книгой», непонятной. На новом витке отношений, когда вы встретитесь через годы, вы можете сами стать «плохой и непонятной книгой» для них же.
ЗОЛОТАЯ ТЕНЬ
В юнгианском анализе существует понятие «архетипы». Это «наиболее общие» для всех живущих (по мнению Юнга) «типы людей». «Анима» и «анимус» — женщина и мужчина. «Самость» и «тень» — «я» и «не-я». Есть еще другие. Помимо юнгианских архетипов есть другие. Например, «золотая тень». Тень — то, что мы в себе отвергаем, не принимаем. Постыдное, страшное, неприемлемое, плохое. «Золотая тень» — это то, что мы отвергаем, но оно является ресурсным, хорошим для нас. То есть, зря отвергаем. Допустим, вас раздражают «тупые» друзья, которые не хотят развиваться. Что в них есть такое, что не доступно вам? Что нужно вам? Может быть, они умеют «расслабляться и не париться»? Может быть, он «не боятся выглядеть глупыми»? Что в вашей золой тени? Что в их золотой тени? Может быть, они хотят быть умным и начитанным, как вы?
Должны ли друзья любить / уважать / понимать / принимать.
А что если нет? А что если настоящий друг — тот, кто открыто сообщит о ваших недостатках? А что если больше пользы от недруга, который «подсвечивает» ваши «косяки», а друзья — не совсем друзья, если не говорят, что «не то делаете»?
🔢 Горизонтальное и / или вертикальное развитие
Развитие бывает разным.
ВЕРТИКАЛЬНОЕ
Можно бесконечно углубляться в узкопрофильную тему. Там больше риск стать одиноким навсегда. Но есть шанс обрести последователей, поклонников, почитателей. Стать супер-экспертным экспертом по изготовлению «звёздных чаш» в древней китайской провинции. И тогда сами императоры будут посылать к вам гонцов, чтобы за любые деньги купить секрет обжига, который передаётся из поколения в поколение.
ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ
Можно «по верхам» изучать множество разных сфер. Это не определяет одиночество или дружеское общение. Можете прослыть «выскочкой» («в каждой бочке затычка», «уж всё-то он знает»). Можете прослыть эрудированным и интересным собеседником, к которому предзапись в друзья.
Иными словами, каким бы ни было развитие / уровень развития, не они определяют наличие и качество окружения, а вы сами. Если ваше окружение таково, что вы на него никак не влияете, тогда стоит рассмотреть вопрос смены окружения, если вам важно / нужно на него влиять.
🔢 Этапы развития
Есть разные этапы развития. Нормально периодически / навсегда становиться одиноким.
Пример из индуизма (для высшей касты): есть 4 ашрама в жизни человека: брахмачарья (ученик брахмана, 8—25 лет), грихастха (глава дома, семьянин, 25—50 лет), ванапрастха (советник, 50—75 лет) и санньясин (отречение, 75 — смерть).
Весь путь развития направлен к одиночеству, которым завершается земной путь.
Другой пример: «10 даосских быков». У ранних даосов было меньше (8 быков), и путь развития заканчивался сначала одиночеством, а потом «ничем». Позже появились еще две стадии развития, последняя «вернулся в мир с дарами». Дао — путь длиной в жизнь, но его отголоски многократно повторяются на жизненном пути. Иными словами, вы осваиваете новую область данных, становитесь на время одиноким, потом обретаете последователей / друзей / слушателей, «делитесь дарами». Потом изучаете новую область, снова на время становитесь одиноким, снова обретаете свой круг, снова делитесь.
МЕТАФОРА
Вы нашли горный проход к вершине горы. Чем ближе к вершине, тем уже проход / холоднее воздух. Начали поход командой, со временем людей становится всё меньше, так как проход всё уже, и взбираться всё тяжелее. Однажды вы достигли вершины горы, вылезли из пещеры на открытое плато. А там холодно, одиноко, ветрено и страшно. Что делать? Спускайтесь обратно («к друзьям»). Вы уже сделали «разведку боем». Поняли, что не готовы оказаться там один и без снаряжения. Вернитесь, подготовьтесь получше. Заручитесь снаряжением (новыми данными), поддержкой (единомышленники). В следующий раз, когда вы взойдёте на то же плато, вам не будет холодно и одиноко.
🔢 Развиваетесь ли вы?
Отдельный вопрос: а точно ли вы идёте по пути развития? Накопление данных — это не всегда развитие. Это может быть этапом развития, но не развитием как таковым. Можно стать эрудированным, но не мудрым / знающим / понимающим. Можно остаться на уровне осведомлённости. Знать даты, фамилии, формулы и всё.
Например, вам интересна геометрия, вы мастерски решаете задачи с синусами, косинусами, тангенсами и котангенсами. «Щелкаете, как орехи». А для чего это нужно? Как воспользоваться? Сможете с помощью колышков и веревки разметить земельные участки так, чтобы невзирая на холмистость у всех была одинаковая площадь и доступ к источнику воды? Или вы изучаете анатомию, физиологию, химию и «географию» мозга. Сможете использовать данные на практике? Предположить, какие есть зоны риска и развития? Понять, что вам необходимо тренировать навыки, связанные с задним ассоциативным комплексом мозга или что вашему другу стоит проверить насыщение мозга кислородом, сделать УЗИ сосудов головного мозга? Не в том смысле, что «изучили атлас мозга и стали врачом», а в том смысле, используете ли вы накопленные данные? Если используете, то как? После применения данных в опыте что происходит? Какие проблемы / задачи решаются, какие обстоятельства меняются?
Иными словами, вы можете находиться в иллюзии развития и не развиваться, а просто заниматься накопительством данных, при этом вести себя так, будто «чем-то лучше других». Это может отталкивать.
🔢 Summery
Что делать?
«Есть слона по кусочку».
Отдельно разбираться с развитием, удостовериться что это развитие, а не псевдоразвитие (иллюзия развития). Разобраться с целями и задачами развития.
Отдельно разбираться с дружескими / семейными отношениями.
Отдельно развираться с чувствами (одиночество / стыд). Может быть, желание одобрения, может быть, высокомерие (желание показать другим, что умнее). Может еще что-то.
Отдельно разбираться с ожидания, притязаниями. Почему вы ждете, что другие должны вас принимать таким-то и таким-то? Почему они должны разделять ваши увлечения? Почему они должны хотеть с вами дружить / понимать вас?