Ответственность.
Во всяком случае именно в практической психологии одно с другим обычно коррелирует.
В научной психологии никакого собственного понятия свободы нет. Мало того — в ней свобода не слишком-то и признаётся.
Это ожидаемо: науке интереснее закономерность.
Понятие свободы — философское.
И религиозное. Даже прежде всего.
Древние противопоставляли свободу закономерности и случайности; которые для них находились как бы в одном флаконе. Однако это противопоставление не было противостоянием; никто из людей не смел отстаивать свою свободу перед богами. Свобода по сути оставалась в рамках чисто человеческих отношений. Как относительная свобода от принуждения другими людьми. От их воли.
Противостоять воле богов никто не смел. Включая даже Сократа.
Максимум предполагали их невмешательство в человеческие дела. Чисто теоретически. Примерно как мы можем предполагать иллюзорность материального мира. Одновременно подчиняясь всем его требованиям. Типа "денег нет — но платить придётся".
Богов было много, их волю по факту никто не знал, к тому же они предположительно могли её менять. Бороться между собой. Ужос.
Идея единого Бога впервые освободила человека от этого хаоса.
Примечания:
- хотя всё это (написанное курсивом) не является моим исключительно мнением, я родился позже, гарантировать верность и точность сего представления не берусь
- в индуизме (и не только) идея единства всего сущего существовала с глубокой древности, насколько мне известно, но это единство не отменяло ещё произвола всяких сущностей
Поэтому понятие свободы как свободы воли или свободы выбора развивается в тесной связи с понятием предопределённости.
Иначе говоря — рока, судьбы, фатума — или кармы.
Нет одного — нет и другого. Чисто логически.
Если происходящее случайно (или определяется богами или другими несогласованными силами) — выбирать нечего. Ты выбираешь — а происходит всё равно какая-то фигня. В супе мухи. Стрела в полёте переворачивается и летит взад. Поскольку кто-то из богов тебя не взлюбил. Штормом прибивает корабль "не к тому" берегу. А когда после жертв и молитв удаётся отплыть — хватает ненадолго — паруса вдруг повисают. Мотора нет. Вёсла не предусмотрены (так бывало) — поскольку сопротивляться богам всё одно бестолку. Даже если на борту есть маги — всех возможных случайностей не предусмотришь. Чудо, если получится. Всякий раз. Вот зачем Пифагор благодарил богов за свою теорему?
Это иллюстрация, не более, но она иллюстрирует.
Случайность никак не коррелирует со свободой.
С другой стороны, предопределённость сама по себе тоже свободы не означает, скорее наоборот. Можно приспосабливаться — но в рамках. И остаётся вопрос — как это возможно. Явно ведь предопределено не только то, что мы знаем. Если не всё. Где границы "рамок"? И что внутри? Если не случайность. Каковы "законы" свободы?
Первым разумным способом узаконить свободу оказывается признать всемогущество Творца.
Что бы кто ни творил — он поправит. Неслучайно.
Его воля свободна — и потому он может наделять свободой воли других. Кого захочет.
Прежде всего тех, от кого ждёт сознательного выбора.
В частности — нравственного.
Свобода оказывается условием любых норм. Нравственности и морали, в том числе. Воинского устава. Подчинения вообще. Тут это слово употреблено исключительно "в человеческом смысле".
О следующем шаге я пока умолчу.